Несмотря на то, что де-факто медиация уже работает в Украине (отдельные статьи Гражданского, Хозяйственного, Уголовного Кодексов говорят о мирном урегулировании споров; существуют профессиональные объединения медиаторов), отсутствие детального регулирования этого механизма на законодательном уровне сильно сдерживало развитие процедур решения конфликтов без обращения в суд. Медиация – это способ решения споров между двумя и более сторонами без обращения в суд, с помощью привлечения медиатора (независимый посредник, примиритель). Введение института медиации позволит стандартизировать, структурировать процесс урегулирования конфликтов без суда. То есть, у всех появиться выбор – решать конфликт самостоятельно, на добровольных началах, ища консенсус, или идти в суд.
И если вспомнить все проблемы отечественной судебной системы, исполнительной системы, сильное недоверие к слугам Фемиды, огромные денежные и временные расходы при втягивании в судебные тяжбы, не трудно представить себе потенциал развития медиации в нашей стране.
По данным Всемирного банка, на рассмотрение спора в украинском суде уходит в среднем 378 дней. При этом по данным Международной торговой палаты срок рассмотрения в медиации не превышает 4-х месяцев.
В моей практике часты ситуации, когда, уже войдя в судебный процесс, и через некоторое время, понимая, что до его завершения придется ждать, иногда, годы и тратить тысячи долларов в месяц на юридическое сопровождение, стороны все же садятся со своими адвокатами за стол и за короткое время договариваются о взаимовыгодном решении.
Медиация очень широко распространена для решения споров в развитых странах (alternative dispute resolution), а институт посредничества описан еще в римском праве. В Российской империи в 1832 году был принят Устав судопроизводства торгового, который содержал главу «О разбирательстве чрез посредников», в которой, по сути, и описывалась процедура медиации. Таким образом, принятие Закона о медиации – это еще один шаг к отказу от коммунистического прошлого и возврату в «капиталистический мир».
Впервые закон о медиации был зарегистрирован в Верховной Раде еще в 2010 году, и затем на рассмотрение депутатов подавалось еще несколько проектов. Однако ни одни из них (№№ 8137, 10301, 2425, 2480) так и не был принят.
И вот теперь есть высокие шансы, что Закон №3665 будет принят и в целом.
Стоит разобраться, каким образом процедура внесудебного урегулирования споров, вполне возможно уже в скором времени, будет происходить в Украине.
К категории дел, которые могут решаться с привлечением медиатора, относятся споры в области трудовых, хозяйственных, семейных, гражданских, административных конфликтов, а также в криминальных производствах и делах об административных правонарушениях.
Однако при совершении тяжкого и особого тяжкого преступления существует ограничение – медиация может касаться лишь компенсации ущерба, причиненного вследствие преступления.
Процедура медиации
Участниками медиации могут быть частные и юридические лица, или группы лиц. При этом стороной могут быть и иностранные граждане и компании, при условии, что они согласились провести процедуру медиации на территории Украины.
Стоит отметить, что в случае принятия закона, судья перед началом рассмотрения дела должен разъяснить сторонам их право на проведение медиации и последствия этого. Также судья может рекомендовать сторонами урегулировать спор вне суда на любом этапе процесса. Таким образом, судья должен будет сам стимулировать стороны решать споры в добровольном порядке.
При этом суд может остановить производство по делу в любой момент, если стороны решат прибегнуть к процедуре медиации.
Также и процесс медиации может быть прерван в любой момент и стороны могут обратиться с суд, или арбитраж.
На первом этапе стороны конфликта выбирают медиатора. Затем медиатор выбирает способы и методы проведения медиации и утверждает проведения процесса со сторонами.
Вся информация, если стороны не решили другого, в рамках процедуры медиации является конфиденциальной.
Медиатор, как и адвокат, нотариус, журналист, врач, священнослужитель, не может быть допрошен в качестве свидетеля по обстоятельствам, которые стали известны ему во время выполнения профессиональных обязанностей.
Однако документом упущена норма о сторонах медиации – получается, они могут быть привлечены как свидетель.
Результатом медиации должен стать договор или мировое соглашение.
Такой договор является обязательным для исполнения его участниками, и в случае его невыполнения одной из сторон, вторая имеет право обратиться в суд.
Однако я считаю, что было бы более эффективно придать соглашению сторон медиации больше юридической силы, приблизив его к практике применения исполнительной надписи нотариуса. Чтобы медиация как альтернативный механизм разрешения споров имела большую императивную силу реализации понятийных договоренностей и договор можно было быстро исполнять, а не ждать невыполнения, и потом все-таки идти в суд.
Если каждая сторона не увидит принуждения, обязательности условий понятийных договоренностей, медиация не сможет стать панацеей для примирения противоборствующих сторон.
Медиатор – независимое лицо
Стоит отметить, что в законе подчеркивается независимость медиатора – им не может быть адвокат или представитель одной из сторон спора. Если человек выступал медиатором в споре, но стороны решили обратиться в суд, такой человек не может быть привлечен одной из сторон в качестве адвоката.
Впрочем, нигде не сказано о том, что медиатор не может быть сотрудников юридической фирмы, или состоять с ней в «дружеских отношениях» к которой в будущем может обратиться одна из сторон.
Судья, который рекомендовал сторонам прибегнуть к медиации, не имеет права рекомендовать выбрать того или иного медиатора.
Кроме того, медиатор может предоставлять сторонам консультации лишь в рамках проведения медиации, и не может решать спор между сторонами.
Как стать медиатором
Для того чтобы получить статус медиатора и быть включенным в соответственный реестр, не обязательно иметь юридическое образование.
Достаточно пройти специальное обучение и получить по его окончанию свидетельство (сертификат). Перечень лиц, которые имеют право проводить такое обучение, утверждается объединениями медиаторов. К слову, такие объединения уже существуют в Украине, как и сертифицированные медиаторы.
Авторы законопроекта подчеркивают, что медиатор это больше психолог, который не может предоставлять юридические консультации. Я считаю, что такой подход не совсем верный. Ведь было бы логично, чтобы перед началом процесса медиатор рассказывал сторонам о ходе процесса, о вариантах развития ситуации, если они обратятся в суд или арбитраж. Но почему отечественным медиаторам запрещают это делать?
Получить же статус медиатора могут только лица старше 25 лет, у которых нет непогашенных судимостей, они не пребывают на госслужбе, и не были ранее уволены с госорганов за нарушение присяги, не совершали коррупционных правонарушений.
Так как у желающих начать процедуру медиации будет свободный выбор тех. кого бы они хотели привлечь в качестве медиатора из соответствующего реестра, предполагается, что медиаторы сами будут заинтересованы повышать свою квалификацию.
Награда и ответственность медиатора
Сколько заплатить медиатору за его услуги – остается полностью на усмотрение сторон.
На сегодняшний день услуги медиатора в Украине стоят от 200 гривен за час.
Покрытие расходов на сопровождение процедуры медиации также возложено на стороны спора.
Если одна из сторон посчитает, что медиатор нарушил ее права, то она может обратиться с жалобой в объединения медиаторов, или в суд.
Если профессиональное объединения посчитает, что претензии стороны резонны, то медиатор может быть исключен из реестра на три года.
Заработает ли медиация?
Проект Закона предполагает минимальное участие государства в процессе медиации. Основное бремя организации и развития рынка ложиться на независимые профессиональные организации медиаторов.
Поэтому именно от желания самих медиаторов и будет зависеть судьба этого рынка.
Если они организуют качественную подготовку медиаторов, разработают хороший кодекс этики медиатора и правила проведения медиации, и, самое главное, будут адекватно реагировать на все возможные нарушения, то, безусловно, востребованность в медиации в Украине сильно вырастет.
Скорее всего, ко второму чтению законопроект будет доработан и все возможные тонкие места будут устранены (в т.ч. подготовка и ответственность медиаторов), и все больше дел в Украине будут решаться по взаимному согласию сторон, ведь именно это есть признаком развитого, цивилизованного общества.