Напомним, что Владимир Литвин вернулся в спикерское кресло в декабре 2008 года – его благородная седина и опыт управления парламентским процессом, приобретенный в 2002 – 2006 годах, казались многим законодателям эффективнее постоянной истеричности Арсения Яценюка. Утершись маминым рушником для вдохновения, Владимир Михайлович сходил на президентские выборы, проиграл – и с христианским смирением пережил переписывание Конституции, превратившее председателя Верховной Рады из одного из лидеров в фигуру подчиненную президентской администрации. В Основном Законе это не записано, но практика работы парламента неумолимо это подтверждает. Был и дождь из яиц во время ратификации Харьковских соглашений, и много других неприятных моментов. Все чаще кажется, что слово Литвина под парламентским куполом имеет меньший вес, чем взмах руки Михаила Чечетова.
Если парламентские «регионалы» раньше соблюдали хотя бы видимость политических приличий, то с приближением парламентских выборов они без сантиментов идут наперекор спикеру. Не успел Владимир Михайлович заявить, что не видит смысла в продлении парламентской сессии и сомневается, что депутатская неприкосновенность будет отменена до завершения работы шестого созыва, как Александр Ефремов заявил обратное. Александра Сергеевича можно понять: судя по частоте появления у пресс-пойнта Верховной Рады лидера фракции Партии регионов, он проходит закрытый кастинг на роль спикера парламента седьмого созыва. Опыт парламентской работы и представительная внешность, равно как и умение гнуть партийную линию оппозиции назло, играют в пользу выходца из Луганска. Правда, окончательно о кандидатуре будущего спикера можно будет говорить после первого заседания нового парламентского созыва.
Зато уже сегодня можно предположить, что им не будет Литвин. Владимир Михайлович создал тепличные условия в отдельно взятом избирательном округе, после чего объявил, что его соратники по Народной партии будут избираться россыпью – по мажоритарным округам. Литвин продолжает убеждать, что такой вариант является наиболее перспективным и позволит усилить партийные позиции. Выборы, конечно, покажут, однако подобный эксперимент вряд ли будет успешным – слишком поляризована страна, слишком большие ставки сделаны на будущие выборы. Не исключено, что Литвин в будущем парламенте будет героем-одиночкой, пополнив список охраняемых даже в парламентских кулуарах персон, заметным, но не имеющим реального влияния персонажем.