Время для лекции оказалось весьма интересным – Украину в последнее время активно пытаются превратить из субъекта в объект международной политики. В то время как на Западном фронте оппозиция бьется за санкции против власти, на Восточном вводят торговые ограничения. И факт отказа российской стороны от договоренностей по сырной проблеме после выступления Грищенко в этом вопросе весьма показателен: наши стратегические партнеры с северо-востока настойчиво отказывают официальному Киеву в праве на собственное мнение. Но Украина активно сопротивляется выталкиванию на периферию мировой политики, о чем свидетельствует увеличение на треть количества визитов первых лиц государства.
Работа дипломата не предполагает шапкозакидательских настроений и популистских методов, и Константину Ивановичу пришлось нелегко даже в лояльной и заинтересованной аудитории. Рассказывая об отношениях с Европейским Союзом, он предпочел продемонстрировать покладистость, отметив, что Украина продолжает выполнять домашнее задание. Киеву сегодня нет резона обострять отношения с ЕС. Зато россиянам предложил не отравлять дух двусторонних отношений предвыборными ходами, напомнив, что товарооборот между нашими странами превысил 50 миллиардов долларов. Грищенко констатировал успехи в восстановлении диалога с Китаем и Индией, отвесил комплимент в сторону Турции и обратил внимание на успехи Бразилии, с которой Украина будет вместе реализовывать космическую программу. Едва ли не впервые за двадцать лет министр иностранных дел Украины назвал среди основ стратегического партнерства со США проживающих там сотни тысяч наших соотечественников.
Грищенко напомнил, что решать сложные внешнеполитические задачи можно и буквально под боком, рассказав о приднестровской проблеме. Украина стремится играть все более активную роль в налаживании диалога между Кишиневом и Тирасполем, и эти усилия не остаются незамеченными. Министр не только ссылался на западные СМИ активнее, чем все члены Кабинета Министров вместе взятые (ему по должности положено), но рассказал о гуманитарной составляющей в работе МИДа. В минувшем году украинские дипломаты помогали эвакуации сограждан из воюющей Ливии и пострадавшей от аварии на АЭС Японии, организовали доставку домой десятков украинцев, чьи документы ушли на дно вместе с лайнером Costa Concordia. Министр иностранных дел заявил, что приоритетом являются интересы трудовых мигрантов, что раньше никогда не звучало на официальном уровне. Наконец-то в МИДе осознали, что забота об интересах сограждан, рассеянных по миру, и есть один из главных признаков полноценной внешней политики.
Эксперты обращают внимание, что МИД прилагает максимум усилий, чтобы минимизировать последствия геополитического шпагата, на который вновь опустилась Украина. В таких условиях рассуждения о возможной отставке министра иностранных дел выглядят надуманными: во-первых, «семейных» дипломатов на горизонте не наблюдается, во-вторых, на Михайловской, кажется, и вправду наладили эффективную работу по защите наших граждан и продвижению национальных интересов в отношениях с традиционными и новыми партнерами Украины, в-третьих, Константин Грищенко является одним из немногих признанных профессионалов в правительстве Азарова.