ГлавнаяБлогиБлог Дмитрия Спивака

«Приват» жил! «Приват» жив! «Приват» будет жить?

Незабвенный Остап Ибрагимович знал 400 сравнительно честных способов отъема денег у богатых индивудуумов. Наше государство, безусловно, знает много больше. По крайней мере, четыреста первый. Именно этим можно хоть как-то пояснить, что на самом деле происходит с национализацией самого крупного системного банка Украины «Приват». Более того, учитывая личность главного акционера «Привата» г-на Коломойского, как-то не вериться, что отъем произошел насильно. Думаю, можно не сомневаться, что высокие стороны должны были договориться об этой национализации. Причем, на взаимовыгодных условиях. Подчеркиваю, на взаимовыгодных. И не только финансовых, но и политических.

Фото: trust.ua

Не вдаваясь в специфику банковского дела и финансовых показателей «Привата», хотелось бы понять логику участников процесса. Логику Президента, МВФ и владельца группы «Приват». Более трех месяцев в информационном пространстве Украины расшатывали ситуацию с этим банком и говорили о его возможной национализации. Все это делалось системно и направлено. Создавалось общественное мнение о неспособности руководства «Привата» вытащить финансовое учреждение из кризиса и единственно верном решении в данной ситуации - национализировать банк. Однако, непонятным остаются несколько аспектов. Во-первых, какова роль МВФ, и почему они так настойчиво предлагали государству эту непосильную ношу?

Во-вторых, Игорь Коломойский не раз говорил о том, что «Приват» и телеканал - это его главные активы. Так почему он пошел на этот шаг? И, в-третьих, как отразится на самом банке и на экономике всей страны такая сделка?

Есть еще и политический вопрос. Если решили бороться с монополиями и олигархией, то почему под меч национализации попал именно «Приват», а не допустим Облэнерго и Облгазы? Тем более, что многие из них принадлежат россиянам. Или почему не национализируют десятки украденных у государства металлургических комбинатов и заводов, владеют которыми не самые честные и патриотические граждане? И, в конце концов, как можно с одной стороны национализировать частное предприятие, а с другой – продавать государственные? Ведь именно продажа портов, ОПЗ и других стратегических объектов стоит сегодня на повестке дня правительства. Особенно, это представляется неуклюжим в свете того, что государство, и это признанный факт, является самым неэффективным собственником. Что не раз было уже доказано. Тогда, что же это?

Вопросов много, ответов, к сожалению, нет. Вернее, версий достаточно, а вот реальную подоплеку этой «сделки века» мы пока не знаем. Верно лишь то, что банк номер один «Приват» со всеми его плюсами и минусами перешел под контроль государства. И все проблемы этого банка теперь лежат на плечах государства, вместе с ответственностью перед десятками миллионов граждан собственной страны. Понятно лишь то, что теперь исчез аспект постоянно существующей угрозы «положить» всю банковскую систему страны. Но ведь, если в «Привате» реально существуют огромные «дыры», которые государство не сможет оперативно залатать, то митинг вкладчиков «Михайловского» покажется просто новогодним утренником, учитывая количественный показатель участников... А это значит, что государство должно отдавать себе отчет в серьезности всех этих рисков. И в возможных последствиях. В том числе, политических. Итак, государство получило контроль над «банковским монстром» и возможность влиять на всю финансовую систему.

А что же в этом раскладе получил Коломойский? Только наивные могут полагать, что Игорь Валерьевич за «здорово живешь» отдал свое детище, не борясь за него. Все знают, насколько стратегически важным для него всегда был этот актив, и насколько сильны бойцовские качества и медиавозможности у экс-губернатора Днепропетровщины. Кроме того, уже второй год все наблюдают захватывающий триллер постоянных договоренностей между Коломойским и Банковой. Иногда успешных, иногда – нет. А в данном случае, как говориться, тишина. Никаких намеков на сопротивление и «военные действия». Даже «Плюсы», по-моему, молчат.

Однако, вернемся к классике. Помните диалог Бендера и продавца стульев из театра, когда была произнесена гениальная фраза: «Согласие есть продукт при полном непротивлении сторон...». Так вот, мне все же кажется, что в данном случае, эта сделка стала возможной при полном непротивлении сторон. О дивидендах, теперь уже бывшего, владельца банка «Приват» мы, наверное, узнаем позже. Причем, о диведендах не только финансового характера, но и политических преференциях. Так же, как и о том, насколько «грузоподъемным» окажется «Приват» для государства. И насколько стабильной окажется в связи с этим национальная валюта. Ведь, если будет включен печатный станок, то вряд ли это станет цементирующим фактором экономической стабильности. А тут еще и Бюджет на новый год принимать надо. В общем, веселая концовка года всем обеспечена.

Дмитрий Спивак Дмитрий Спивак , Политик, общественный деятель
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram