Рассмотрим эту проблему с точки зрения здравого смысла и современных реалий. Ситуация неоднозначная и неоднородная. Но прежде, нежели давать свою оценку и приводить аргументы, нужно ответить на главный вопрос: Какое общество мы строим, и какие цели ставим перед собой, как государство? Думаю, что ответ очевиден. Мы хотим видеть наше общество образованным, культурным и по-современному патриотичным. И задача государства – всецело содействовать этим процессам. Не так ли? Теперь, обо всем по порядку.
Во-первых, война (АТО) не отменяет реформ, в том числе системы образования, которую мы пока не видим. А значит живем еще в старой и устоявшейся системе подготовки получения высшего образования и подготовки профессиональных кадров. В том числе, в формате гос заказа. И это не есть пережиток совка. Это наша сегодняшняя переходная реальность. Думаю, что гораздо бОльший совок и пережиток прошлого, это наша система государственного управления, поездки первых лиц по регионам со сбором бюджетников на площадях и предприятиях, и награждение грамотами «особо отличившихся» на государственные и отраслевые праздники. А так же учреждение званий заслуженных и народных артистов, художников и журналистов. Вот это истинный совок, а оплата хороших результатов в учебе - необходимость.
Во-вторых, Попытки всю нашу жизнь поставить «на рельсы войны» и не обращать внимание на культуру, науку и образование, - это махровый популизм и псевдо-патриотизм. А для определенных высоких чинов и ряда «патриотических» организаций, возможность зарабатывать очень большие деньги. Причем, безнаказанно. А ведь история гласит о совершенно иных принципах и приоритетах. Еще У. Черчилль во время войны, на предложение Парламента сократить расходы на культуру и образование, ответил: « А ради чего мы тогда воюем...?» И это правильная позиция. Государственная. Остаточный принцип финансирования порождает остаточный принцип знаний, культуры и развития науки. А это фундаментальные ценности и показатели успешного государства.
В-третьих, НЕ совковая и цивилизованная Европа вместе с Соединенными Штатами Америки лишь подтверждают эту парадигму и систему ценностей. Например, в Штатах стипендии делятся на две категории. Те, которые выделяют различные Фонды и организации (Fulbright Program, Trevel Grant, UGRAD), и те, которые выделяет сам Университет за хорошие академические или спортивные (!!!) показатели, а так же для активно участвующих в общественной жизни (!!!) Университета. И это в богатой стране, где ВСЕ платно, в том числе обучение.
В Европе стипендии выделяют государство и различные Фонды. В Германии образование является бесплатным (!!!) законодательно. В Чехии существует государственная стипендия на проживание для тех, кто живет за пределами места обучения. Во Франции за отличные показатели в учебе, студентов стимулируют покрытием 75% стоимости обучения, а это 400 евро…А есть еще система дополнительных Грантов…
В общем, так или иначе, в любой стране стипендия является привилегией и мотивацией за достижения в учебе, спорте и стремление к науке! И это не говоря о том, что в Украине на сегодня есть проблема колоссального оттока талантливой молодежи за рубеж. А потому, наша власть должна вдвойне озаботиться этим и находить источники дополнительного финансирования и поддержки для своих молодых граждан, а не сокращать их. Это недальновидная позиция.
И еще. Любые разговоры о том, что студенты, мол, бездельники и должны по вечерам грузить картошку или дежурить в какой-нибудь конторе, лишь подчеркивают наш низкий уровень мировоззрения и понимания стратегического взаимодействия государства и Молодежи (студенчества). Уверен, что никто из нас не захочет идти к врачу, который вместо (или сразу после) лекций и практических занятий вместо отдыха, занятия спортом или домашним заданием, разгружает картошку по ночам. Да и построить дом вряд ли мы позволим ТАКОМУ инженеру. А наука? Современная прикладная наука. Ведь именно в студенческие годы развивается стремление и раскрывается талант к науке и к открытиям. И такие студенты должны получать дополнительную стипендию от государства и от Академии наук.
Если же все наши негаразды списывать исключительно «на войну», то мы получим потерянное поколение равнодушных, необразованных, некультурных и не патриотичных граждан. Более того, почему-то все лишения и сокращение выплат обычно касаются ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО студентов, пенсионеров, социально необеспеченных, т.е., обычных среднестатистических людей. Может быть целесообразно покрывать бюджетные дыры за счет судей и прокуроров, пожизненного содержания бывших руководителей и депутатов, невероятно высокого финансирования органов МВД и антикоррупционных структур?
Тогда, глядишь, и на стипендии студентам хватит. И на науку останется. И здоровую нацию вырастим. А главное, - сохраним это прекрасное поколение для Украины.