Итак, что нас ждет в ближайшее время? Повестка дня сложная и многофункциональная. Начиная от международного аспекта и новых геополитических раскладов, в связи с заокеанскими выборами, и заканчивая условной стабильностью внутренней политической ситуации. Основным полем сражений, безусловно станет Парламент. Добрая половина которого заинтересована в дестабилизации ситуации и досрочных выборах. В чем категорически не заинтересован Премьер-министр Владимир Гройсман и его команда. Да, да, его команда. Разношерстная, неоднозначная, наспех сформированная, двигающаяся иногда «разными маршрутами», но все же команда.
Реализация заявленных на Западе, и на внутреннем рынке реформ от нового Премьера зависит от слаженного и системного взаимодействия Правительства и Парламента. Судьба всех нововведений и модернизации страны, о чем неоднократно говорил Гройсман, сегодня действительно в руках парламентариев. А расклады и ситуативные союзы там интересные. Причем, немногие искренне заинтересованы в реальных успехах Правительства. Однако…
Говорят, что очень сильной стороной Премьер-министра, является его умение коммуницировать со всеми противоборствующими группами и кланами. Так же, ряд источников указывают на то, что Гройсману удалось заручиться реальной поддержкой и в Вашингтоне, и в Брюсселе, и в Берлине. И хотя, не только за океаном, но и в европейских столицах тоже грядут перемены, на сегодня эта поддержка имеет огромное значение для налаживания конструктивного взаимодействия Правительства и Парламента. По крайней мере, той его части, которая входит в т.н. коалицию и представители финансово-промышленных групп.
Итак, осенний марафон начинается. Повышение тарифов, снижение социальных стандартов и платежеспособности населения можно записать в негативные факторы для Кабмина. Отсутствие реальной финансовой помощи Запада, в том числе МВФ, так же не на руку Гройсману. А непростые взаимоотношения внутри коалиции, по линии Аваков – Порошенко, Яценюк – Гройсман, Ковальчук – Гройсман и многие иные аспекты закулисной политики, не добавляют спокойствия и оптимизма. Очень показательным станет бюджетный марафон и формирование главного финансового документа на будущий год. Конечно, все эти векторы развития могут сойтись на общей платформе категорического неприятия досрочных выборов. И это огромный плюс и хорошая стартовая площадка для переговоров и публичного мира. Но, не следует в данном контексте, сбрасывать со счетов Тимошенко, Ляшко и представителей «Самопомощи». Задача которых, не допустить Мирового Соглашения Гройсмана с Парламентом, сорвать бюджетный процесс и попытаться на махровом популизме раскачать социальную ситуацию в стране. Я умышленно не затрагиваю в этих раскладах ОБ и его сателлиты. Их бравая оппозиционная риторика и показное стремление идти на выборы, не всегда, мягко говоря, отвечает их истинным интересам. В том числе, финансовым. А потому, они достаточно часто подставляют плечо АП в самых нужных и стратегических решениях. Не последнюю роль в относительно мирном сосуществовании ОБ с Кабмином может сыграть новый Генеральный Прокурор Луценко, при посредничестве, естественно, Банковой. Обычно, такие «аргументы», как «тишина» с Резницкой. становятся определяющими…
А что же Гройсман? Готов ли он к мощному и системному информационному наезду на него в определенных СМИ и части экспертной среды? Готов ли он к возможным репутационным и рейтинговым потерям? Сможет ли он продвигать свои наработки и проводить через Парламент необходимые Законы?
Ответы на все эти вопросы мы узнаем в самое ближайшее время. Думаю, Владимир Гройсман осознает все риски и понимает, насколько важно для него наладить, пусть временный и ситуативный, но все же компромисс с большинством Парламентских игроков и внушить своим партнерам свою независимость от позиции АП. Уверен, что именно этой осенью, мы по-настоящему сможем оценить потенциал Премьера и его реальные возможности и вес в системе координат Украинской политики. Похоже, что некоторых министров необходимо будет менять, тем самым, в определенной степени, снимая очаги напряжения. Да и взаимоотношения с Лидерами Европейской политической бюрократии необходимо поддерживать на должном уровне, не сбрасывая со счетов данный фактор.
И еще. Конечно, и один «в поле может быть воином». И таких примеров немало. Но мне представляется, что именно в течении этого осеннего марафона, Гройсману следует задуматься над созданием регионального фундамента поддержки своих начинаний. Этот фундамент может быть в разных форматах. От формирования межрегионального «экспертного Совета Реформ», до создания политического движения.
Почему? Да потому, что именно поддержка снизу и по горизонтали даст дополнительные рычаги и аргументы в непростых переговорах с Украинским политическим истеблишментом. . А значит, и судьба Реформ будет от этого зависеть. Да и просто удержать ситуацию в правильном русле будет легче, опираясь на поддержку, как на местах, так и в центре…
В общем, при совокупности всех этих аспектов, страну можно будет удержать в русле относительной стабильности и исключить так желаемые некоторыми горячими головами досрочных выборов. Тем более, пока не принят новый избирательный Кодекс, или, хотя бы Новый Закон…А это и может стать стратегической победой Премьер-министра Украины.