Национальное Антикоррупционное Бюро в сотрудничестве с Антикоррупционным Прокурором должны заниматься выявлением коррупционных финансовых схем и махинаций, предотвращением вывода средств в офшоры и признаками политической коррупции в высших эшелонах украинской власти. В высших, понимаете? А это означает, что НАБУ должны заниматься, прежде всего, высокопоставленными и влиятельными политиками из Парламента, кабинета министров, той же Генеральной прокуратуры и Администрации Президента. Не глядя, как говориться, на лица и степень влияния.
Что для этого нужно в первую очередь? Кроме структуры, прозрачных источников финансирования и других инструментов административного обеспечения. Правильно, необходима независимость от политического влияния, что сродни в наших условиях политической коррупции. Казалось бы, все акценты расставлены и вся структура создается, с учетом разностороннего опыта борьбы с коррупцией в странах Европы, северной Америки и Азии. Германия, Великобритания, Латвия, Норвегия, Бельгия, Гонконг и Гватемала, - все эти и другие страны прошли свой путь противодействию коррупции в высших эшелонах власти. Во всех этих странах функционировали разные антикоррупционные структуры, с различными формами государственной поддержки и общественного контроля, с индивидуальными задачами и индивидуальными особенностями. Но одно непременное условие эффективного противодействия коррупции объединяло все эти страны. Это независимость антикоррупционных структур. А независимость невозможна без наличия подлинной политической воли руководителя государства. Это особенно важно там, где коррупция в высших эшелонах власти достигла такого уровня, что стала угрозой национальной безопасности и основой разрушения экономики и основ государства. Как раз наш случай.
Следует понимать, что НАБУ не находится в безвоздушном пространстве. Эта структура формируется и функционирует в той системе координат государственного управления, которая породила коррупцию и отчаянно не хочет видоизменяться. Каким образом прокуроры НАБУ могут целенаправленно сотрудничать с МВД или Генпрокуратурой, если именно в этих ведомствах процветает масштабная и системная коррупция? Каким образом можно вскрывать теневые схемы, которые происходят под патронатом близкого окружения премьера или Президента, если тот же президент собирает совещание с руководством НАБУ, ставит им задачи и просит предоставить план мероприятий…. Согласитесь, что это нонсенс. Неправильно, по старинке, расставлены приоритеты.
Система не хочет сдаваться. Вот поэтому и идет речь о политической воле первых лиц страны. Иначе, никакого реального прорыва не будет. А ловить взяточников, чтобы их отпускал суд, и имитировать громкие расследования у нас и так есть кому. Даже, в избытке. Так что, без посадки трех друзей и коренного слома порочной системы, деятельность НАБУ будет избирательна и бессмысленна. И еще один немаловажный аспект, это личность Главы такого органа. Этот фактор выходит на первый план потому, что в Украине коррупция давно стала системным, хорошо отлаженным механизмом, действующим под прикрытием самой верхушки политической элиты. А потому, точечные методы не работают, необходимо желание и стремление идти «против течения», с непредсказуемыми последствиями. Ведь система обязательно будет сопротивляться. И такого Главу обязательно захотят купить, запугать, дискредитировать…
Набор инструментария в данном случае достаточно широк и разнообразен. В своем интервью, экс-прокурор Гватемалы рассказывал, что им удалось посадить 150 очень высокопоставленных чиновников, бывших президентов, Премьеров и генпрокуроров, руководителей департаментов и министерств, а так же судей. После чего, за ним началась настоящая охота. С неоднократными покушениями и иными методами психологического воздействия на него и его семью. Но только действуя такими жесткими методами, не взирая, как говориться на лица и регалии, можно было уничтожить огромный пласт коррупции в этой стране. Глядя на персоны Главы НАБУ А. Сытника и Главного антикоррупционного прокурора Н. Холодницкого, меня терзают смутные сомнения в их способности и желании противостоять системе. Не похожи они на киношного Каттани. И последнее совещание с участием Президента, только подтверждает мои опасения.
И еще. Главное, чтобы со временем не началась междоусобная война всех структур антикоррупционного направления, их руководителей и патронов, а НАБУ не пытались использовать в целях политического давления на оппонентов и инструментом во внутри клановых разборках. Иначе, нам такой НАБУ не нужен.