Скорее повинуясь интуитивным стремлениям, нежели осознавая всю глубину процессов, украинский народ делегировал полномочия тем, кто тогда «стоял у руля» по созданию и формированию унитарного, социально-ответственного и Независимого украинского государства. Не до конца понимая, а что же такое Независимость, граждане Украины хотели жить в свободной, правовой и демократической державе. Не задумываясь, наверное, что понятие «независимость» (по отношению к государству) является сложным и многоступенчатым организмом и имеет несколько уровней восприятия. Ведь наряду с внешними атрибутами – наличием границы, национальной валюты, герба, гимна – существуют и внутренние, более глубокие факторы, способные подтвердить или опровергнуть истинную и фактическую Независимость государства. Экономическую, финансовую, энергетическую, военно-промышленную и гражданскую. Фактор гражданской независимости действительно важен и актуален сегодня, впрочем, как и тогда.
Ведь именно установление и соблюдение истинно демократических критериев жизнедеятельности государства, таких как соблюдение прав и свобод граждан, в совокупности с уровнем защищенности граждан государством, является действительным (а не формальным) и объективным показателем подлинной Независимости государства. И народа. Кроме того, укрепление (или ослабление) фундамента этой Независимости зависит, не в последнюю очередь, от выработанной стратегии продвижения государства во внешний мир, и комплекса основных постулатов внутренней политики. Именно координация и последовательность действий в обоих направлениях оказывают непосредственное влияние и на экономику, и на энергетику, и на военно-промышленный комплекс, с точки зрения обеспечения внутренней безопасности и отражения внешних угроз. Т.е., базис Независимости находится в плоскости взаимоотношений государства (в лице государственных институтов власти), граждан и внешнего мира. Закрепить же это институциональное равновесие призвана Конституция Украины и ее основные положения, которые так и не стали механизмами регулирования общественных отношений, оставаясь зачастую декларацией.
Укрепление и развитие всей этой системы координат дает дополнительные аргументы и стимулы для реальной, а не только провозглашенной Независимости. И наоборот. Сбой этой системы и постоянное «перепрограммирование» разрушает целостное восприятие государства, как на внутренней, так и на внешней орбитах. Кроме того, смею утверждать, что основным разрушительным и подрывающим основы государства фактором есть коррупция. Не бытовая, а государственная, разъедающая изнутри всю систему государственного устройства. На этом фоне стагнация парламентаризма в совокупности с отсутствием хотя бы зародыша национальной идеи и, как следствие, национальной самоидентификации, создают негативные тенденции на пути развития всей системы государственного устройства, т.е. осознанной Независимости.
Так смогла ли Украина стать не просто страной, или территорией с границами, а действительно государством, способным отвечать на внутренние и внешние вызовы? В том числе экономические. Смогла ли Украина трансформировать народ в общество? И предоставить этому обществу социально-правовые гарантии его независимости? К сожалению, вопросы эти во многом риторические. 22 года назад мы отправились в «самостоятельное плавание», но до сих пор находимся в поиске своего пути. У Сенеки было изречение: «Когда корабль не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». Мы так и не построили свою конкурентоспособную экономическую модель, не обозначили свои ценностные приоритеты развития (не ликвидировав исторические противоречия), растеряли «свою уникальность» с точки зрения морской и транзитной составляющей, так и не прояснили уровень своей «европейскости», и на много лет отстали от современных тенденций в вопросах правовой и социальной защиты собственных граждан. Что касается наших геополитических диалогов, то нам пока так и не удалось в полной мере презентовать Украину как самостоятельного и надежного субъекта геополитических взаимоотношений.
Думаю, что пришло время ответить на эти и многие другие вопросы. В том числе, на главный: куда идем? А для этого, как минимум, необходимо детально проанализировать все, что происходило в нашем государстве эти 22 года и дать политическую оценку всем персоналиям, влиявших и влияющих на ход Новейшей истории Украины.