ГлавнаяБлогиБлог Дениса Неймиллера

Меняя Украину: от пассивного гражданина к просьюмеру

В Украине на сегодняшний день у власти нет доверия к обществу. Как нет этого доверия у общества к власти. Это подтверждают все социологические опросы. Более того, это подтверждает сама практика, когда взаимное недоверие порождает взаимную ненависть и открытые противостояния.

Но, несмотря на эти неблагоприятные факторы, каждый гражданин может самореализоваться как субъект гражданского общества, избегая формальных отношений с таким макросубъектом, как государство.

Для этого достаточно быть просьюмером. Это неологизм, который образован слиянием двух слов: producer – производитель, и consumer – потребитель. То есть человек, который совмещает в себе одновременно и производителя, и потребителя. При этом, часто руководствуется принципом «сделай сам».

Когда термин «просьюмер» только ввели в оборот, а это произошло в 1980-е годы, благодаря книге футуролога Элвина Тоффлера «Третья волна» и статье известного маркетолога Филиппа Котлера «Движение просьюмеров: новый вызов для маркетологов», то просьюмеров рассматривали лишь в узком значении. Люди, которые сами шьют одежду, сами готовят еду, сами чинят свои машины или сами делают ремонт в доме.

Со временем стало понятно, что принцип просьюмеризма проникает буквально в каждую сферу человеческой деятельности. А масштаб просьюмеризма перестал ограничиваться жизнью каждого отдельного человека – просьюмеры начали создавать ценность для всех.

Так, можно заметить развитие просьюмеризма в сфере политики – когда граждане не только формулируют свои требования к власти и голосуют на выборах, но и сами активно участвуют в политике, и сами влияют на политику в период между выборами.

Например, в Финляндии граждане подписывают петиции, и если они собирают более 50.000 подписей, то автоматически становятся законопроектами, а парламент обязан рассмотреть их в приоритетном порядке. В Украине пока петиции на сайте президента имеют лишь консультативный, номинальный характер, но это уже один из первых шагов к стимулированию политического просьюмеризма.

Просьюмеризм в искусстве проявил себя различными арт-перформансами и флешмобами, к которым спонтанно присоединяются случайные прохожие. Или, например, хэппенинг – когда размывается граница между художником и зрителем, который может выпить бокал вина вместе с героями на сцене.

Фото: Виталий Головин

Другой пример – просьюмеризм в сфере энергетики. В Украине, согласно госстатистике, уже более 4.500 частных солнечных электростанций, установленных жителями. Они сами производят электроэнергию для своих нужд, а избыток продают частным энергетическим компаниям.

Сегодня человек может самостоятельно получать необходимые знания, не выходя из дома, с помощью онлайн-курсов, подготовленных лучшими университетами мира. То есть прослеживается принцип «сделай сам» и, соответственно, черты просьюмеризма в сфере образования. Более того, современные форматы предполагают интерактивное обучение с инициативой от учащегося, а не одностороннее и пассивное поглощение информации.

Просьюмеризм в сфере журналистики и медиа-пространстве обзавелся собственным термином «медиапросьюмеризм». Он был введен в 2006 году профессором Джо Гробелем в лекции «Медиареволюция. От потребителей к медиапросьюмерам».

Ярким проявлением медиапросьюмеризма является гражданская журналистика, когда не профессиональные репортеры, а лидеры мнений, блогеры и обычные граждане, участвуют в распространении новостей. Даже когда человек просто ставит «лайк» или делает «репост» – это уже его личный вклад в распространение той или иной информации. И это позволяет поднимать вопросы, которые не освещаются традиционными СМИ.

Взять хотя бы Википедию, Youtube, Facebook, Instagram или Twitter – вы не только потребляете информацию на этих сайтах, но и сами создаете контент.

Явление просьюмеризма – это про новую сущность человека, как личности и гражданина. Причем, упомянутый футуролог Тоффлер почти 40 лет назад предсказал те ментальные изменения, которые происходят в наши дни: «Революция средств коммуникации дает каждому из нас более сложный образ себя… Завтра индивиды будут гораздо сильнее отличаться друг от друга, чем сегодня. Многие из них будут раньше взрослеть, брать на себя ответственность, лучше адаптироваться и проявлять больше индивидуальности… Им будут нужны деньги, и они будут зарабатывать их, но – за исключением крайней нужды – они не будут работать только за деньги».

Действительно, просьюмеризм – это не про деньги. Хотя, на том же собственном видеоблоге, как показывает практика, можно заработать немалые средства. Граждане занимаются просьюмеризмом, в первую очередь потому, что самореализовываются, то есть ощущают собственную значимость и получают моральное удовлетворение.

Просьюмеров отличает независимость. Вам необязательно быть членом какой-либо общественной организации или партии, чтобы самим делать значимые и полезные дела. Вы – это вы. Гражданин Украины. Этого достаточно, чтобы не пассивно наблюдать, а действовать.

Единственное необходимое условие для того, чтобы стать просьюмером – это наличие свободного времени. Вы можете работать бухгалтером, преподавателем, продавцом, да кем угодно, и в свободное время заниматься, например, волонтерством.

Таким образом, культура просьюмеров – это культура гражданского соучастия, когда вы не надеетесь на государство с его институциями, а сами берете и делаете, выделяя на это собственные ресурсы – временные, финансовые, интеллектуальные или какие-либо другие. Чем больше будет просьюмеров, тем более крепким, влиятельным и зрелым будет гражданское общество в Украине.

Денис Неймиллер Денис Неймиллер , Координатор гражданской платформы «Одесситы вместе»
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram