Итак начнем наш анализ с населения. Все граждане, получающие зарплату в гривнах, крайне не заинтересованы в ее росте. Все население прекрасно понимает, что рост доллара равно росту цен на энергоресурсы, заграничные товары. При этом в условиях стагнации экономики повышать зарплаты собственники бизнесов не в состоянии. Ибо многие и так несут убытки из-за падения спроса. Общий итог - население крайне не заинтересовано в росте цен. Более того статистика НБУ показывает, что население вообще в последнее время не считает что перевод доходов в доллары спасет их сбережения. Если год назад население каждый месяц покупало и продавало по 1-1.5 млрд. долларов на наличном рынке ежемесячно, то последние 3 месяца объем торгов был равен 350-400 млн долларов. Т. е население итак считает текущий курс слишком большим и не готово еще закупать его. Более того, в мае и июне продажи долларов на наличном рынке даже опережали по объему торгов покупку.
Есть мнение, что наши экспортеры заинтересованы в росте курса, мол они продают товар и получают больше гривны, а зарплату платят в гривне. С одной стороны может показаться что экспортеры заинтересованы в росте. Но большинство экспортеров этот миф вам развеят в 2 счета. Наведу лишь 2 статьи. Если производство энергозатратное, то приходится по повышенной стоимости покупать энергоресурсы и топливо, что собственно не дает эффект. Но это мелочи... Основное беспокойство всего бизнеса и экспортеров в частности занимает такая статья расходов как переоценка валютных кредитов. Не секрет, что кредиты брались часто в валюте по причине более низких ставок. При текущей смене курса 30 млн долларов кредита дает бизнесу 150 млн гривень убытков от переоценки кредитного портфеля. Чем их покрывать и как расплатиться вообще по кредиту - это просто головная боль любого экспортера. Я здесь уже не говорю про то, что общая стоимость любого бизнеса с украинскими активами уменьшилась.
Импортеры же имеют 2 базовые головные проблемы. Во-первых, их товар из-за повышения курса и низкой покупательной способности просто перестали покупать, Во-вторых, еще и постоянные скачки курса заставляют постоянно делать резервы под скачки курса.
Ситуация при этом такова, что импорт в государстве упал почти на 20 процентов, а автомобилей на все 50%, а экспорт упал всего на 5% и получается нонсенсная ситуация. За первое полугодие впервые за много лет государство имеет профицит торгового баланса, а курс при этом растет как ни в чем не бывало.
Исходя из логического вывода можно предположить что от повышения курса выиграет либо государство, либо банки...
Давайте попробуем проверить эту гипотезу. Итак, посмотрим на государство. В условиях повышения курса и следуемой из-за этого инфляции, государству проще выполнить доходную часть бюджета. Но это только на первый взгляд. Ведь рассчитывать на получение налога на прибыль с предприятий, фиксирующих убытки от курсовой разницы - наивно. По налогу с прибыли вероятен недобор в бюджет. НДС в условиях снижения импорта над экспортом будет требовать больше возмещения, что тоже не ведет к увеличению доходов в бюджет. Но самое печальное для бюджета - это ее расходная часть. С учетом затрат на коммунальные платежи и ростом цен на энергоресурсы бюджет будет требовать больших затрат, чем это предполагалось. А попытка переложить часть проблем Нафтогаза на население через повышение тарифов на 50 процентов выглядит для государства в прямом смысле мазохизмом. Ведь цена энергоресурсов из-за роста доллара уже вышла за рамки 50%. И фактически базовое повышение тарифов уже не покрывает затраты. Поэтому кто бы что не говорил, но государство явно тоже не заинтересовано в таком ценовом скачке курса.
Кто же таки виноват? Давайте посмотрим на банки. Итак, начиная с января месяца, когда противостояние на Майдане перешло в кровавый конфликт, население и бизнес стал снимать депозиты. Этот процесс многократно усилился в неделю 20 февраля, когда за одну неделю банковская система лишилась 30 млрд. гривен сбережений. Далее процесс замедлился. По факту, за 7 месяцев этого года мы имеем падение на 10.3% гривневых депозитов и на 26.2% падение валютных депозитов. В номинальном отношении банковская система лишилась 7 млрд. долларов валютных депозитов и 40 млрд гривень. Кредитный же портфель банков уменьшался за 7 месяцев в гривне на 44 млрд. гривен и на 2.8 млрд. долларов в валюте. Как видим, такой дисбаланс в изменении депозитного и кредитного портфелей банков фактически заставил банки купить 4.2 млрд. долларов или по 600 млн. долларов ежемесячно. Этот фактор 100% давит на курс. И его причина на самом деле война и нестабильность. Ибо именно она заставляет население держать валютные депозиты под подушкой, а не в банке.
В связи с массовым снятием депозитов НБУ спасал банки, выдавая им рефинансирование. Но по данным регулятора, объем рефинансирования банков НБУ с начала года составил аж 130 млрд гривен. Хотя вроде как по формальному изменению кредитного портфеля требовалось всего 4.2 млрд долларов или по курсу скажем 10, эта сумма бы составила в 3 раза меньше необходимого. И хотя, вероятно, часть рефинансирования НБУ уже возвращена, все же получив гривневый ресурс под 13-14% годовых в гривне, банки не спешат его возвращать. С очень большой вероятностью можно предположить что используют они его для валютных спекуляций организуя еще спрос на доллар.
Таким образом, исходя из вышеприведенного анализа, можно сделать вывод, что нестабильность в государстве, спекуляции банков и излишне щедрое рефинансирование НБУ являются 3-мя базовыми причинами текущего состояния валютного рынка.
В добавок к этому, можно еще добавить бегство российского капитала за границу, что также валит курс гривны.
Поэтому ждать изменения ситуации на валютном рынке стоит лишь после окончания военных действий и начала возврата валютных депозитов физических лиц в экономику. Если население вернет 7 млрд. долларов, снятых в этом году, и к этому процессу присоединятся банки, которые начнут фиксировать прибыль на разнице курсов, то можно ожидать хорошего отката курса доллара в обратном направлении.