«Олег-джан, ты знаешь об Армении больше, чем многие армяне», - заявила знакомая из Еревана, услышав мой ответ на свой вопрос: где именно мне уже удалось побывать на её родине, и из каких книг я черпал информацию о стране. За время нескольких своих поездок по Армении я посетил немало городов и сёл. Многие встретившиеся мне армяне признавались, что не были и в половине названных мест. Кажется, для них даже известные уголки Армении не более чем символ. «Спитак? Да-а-а! Горис? О-о-о! Карабах? М-м-м!!!» - многозначительно качали они головой.
Сами они во всех этих местах не были, в чём признавались нехотя. Побывать в местах, за которые воевали их соотечественники, либо воочию увидеть достопримечательности, о которых с гордостью пишут армянские путеводители, им не приходило в голову. Впрочем, сказать, что они совсем ничем не интересуются, тоже нельзя: практически каждый, кого я встречал, знал о том, что в Ереване проходит кинофестиваль «Золотой абрикос», и даже с ходу называл имя его директора Арутюна Хачатряна. Слышать об этом они слышали, а вот бывать чаще всего не бывали. Не до того. Другие заботы, другие у них мечты.
- Помню, когда я первые годы приезжал на «Золотой абрикос», меня страшно огорчали пустые залы на фестивальных показах. Теперь залы переполнены. Значит, фестиваль нужен, и значит, есть к нему доверие, - поделился впечатлениями польский кинорежиссёр Кшиштоф Занусси.
- Когда мы начинали фестиваль, кино в Армении практически не снимали, да и кинотеатров не было. Только благодаря «Золотому абрикосу» люди начали заново открывать для себя мир кино. Мы постоянно приглашали на мастер-классы и встречи со зрителями больших мастеров из Ирана, Турции, Великобритании и других стран. В итоге, если 10 лет назад мы с трудом могли отобрать в фестивальные программы 2-3 армянских картины, то сейчас их число доходит до 40, есть отдельный конкурс «Армянская панорама». Также при фестивале не один год работает киношкола, - говорит Арутюн Хачатрян.
«Золотой абрикос» для своей страны выполняет важную просветительскую функцию. Он не только не зарабатывает на зрителях, а ещё и доплачивает кинотеатру «Москва» (одна из главных его площадок) компенсацию за доступные для киноманов билеты. «Обычно билет на традиционный прокатный фильм стоит у нас 5 евро. А что-либо из нашей фестивальной программы можно посмотреть всего за 500 драм (15 гривен). Разницу кинотеатру мы доплачиваем, чтобы люди могли посмотреть хорошее кино. Ведь те, кому оно интересно – ереванская интеллигенция, студенты – зарабатывают немного. И для нас важно, чтобы фестиваль был доступным», - отметил директор МКФ «Золотой абрикос».
Как только фестиваль появился, поначалу мало кто воспринимал его всерьёз. Ещё бы: 10 лет назад Армении было совсем не до кино, кинематографическая ситуация в стране оставалась сложной, и сама она пребывала в продолжительной изоляции от современных мировых экранных и культурных процессов. Однако первые же приглашённые имена стали серьёзной и очень амбициозной заявкой на успех. Робер Гедигян, Аббас Киаростами, Годфри Реджио, Вим Вендерс, Тонино Гуэрра, Фанни Ардан, Шарль Азнавур – эти и многие другие мастера в разные годы были гостями «Золотого абрикоса».
Независимая культурная политика фестиваля – ещё одна отличительная черта киносмотра. Казалось бы: в условиях всё более тесного сближения Армении с Россией, мощного присутствия в республике российских пропагандистских телеканалов и газет, было бы странно ожидать от наших собратьев по бывшему советскому лагерю интереса к Украине и украинскому кино.
Украинская программа «Золотого абрикоса-2014» была запланирована задолго до событий на Майдане, в Крыму и на Донбассе. Весь нынешний фестиваль изначально собирались посвятить памяти Сергея Параджанова, которому в 2014-ом исполнилось бы 90 лет. Поэтому кроме большой ретроспективы его фильмов и документальных картин о судьбе и творчестве Мастера, было решено включить в программу ретроспективу классики украинского поэтического кино.
- Когда начались трагические события в вашей стране, присутствие украинских картин на фестивале обрела для нас новый смысл. Нам было очень важно продемонстрировать поддержку и солидарность с вашим народом и с теми украинцами, которые живут в Ереване. Мы просто не могли без этого. Именно поэтому мы включили украинские фильмы в разные фестивальные программы, в том числе и в основной международный конкурс, куда попала картина «Племя» Мирослава Слабошпицкого. Сам режиссёр приехать к нам не смог, но мы очень рады, что смогли пригласить исполнительницу главной роли Яну Новикову. Мы с огромным трудом нашли ей сурдопереводчика в Армении, поскольку выяснилось, что армянские и украинские глухонемые «говорят» на совершенно разных языках, используют разные жесты, - отметил Арутюн Хачатрян.
Особый успех в Ереване имела ретроспектива украинской киноклассики: подготовленную отборщиками «Золотого абрикоса» программу уже пригласили на Таллиннский международный кинофестиваль «Тёмные ночи», который пройдёт в столице Эстонии во второй половине ноября.
Кстати, несмотря на отсутствие дипломатических отношений между Арменией и Азербайджаном, а также с Турцией, на «Золотом абрикосе» можно было встретить фильмы из этих стран. «Мы приглашаем из того же Азербайджана больше картин, но многие режиссёры ехать к нам не хотят, боятся. Категорически против этого выступают и многие наши политики. Но для нас всегда главным оставалось киноискусство. Если ты настоящий человек, то для тебя не должно существовать границ», - добавил директор МКФ «Золотой абрикос».
Что бросалось в глаза на нынешнем фестивале – практически полное отсутствие российского кино, за очень редким исключением. По словам Арутюна Хачатряна, в Ереван приглашали новые фильмы Александра Котта и Андрея Звягинцева. «Но никакого ответа нам так и не дали. Вообще, стало очень трудно работать с российскими дистрибьюторами и режиссёрами. Непонятно, откуда именно у россиян возникло такое отношение к бывшим союзным республикам. Но Бог с ними: не дают картины, мы не будем их умолять», - делится г-н Хачатрян.
Киноманам на «Золотом абрикосе» есть, где развернуться: ведь помимо основного конкурса, здесь присутствуют традиционные конкурсные программы документальных, короткометражных фильмов, большая «Армянская панорама», программы «Кавказский фокус», «Новое немецкое кино», «Фильмы без границ», ретроспективы (Амоса Гитаи, Цзя Чжанке, Кима Ки Дука, Отара Иоселиани) и ряд других. Были показаны ереванской публике и самые нашумевшие фильмы года. Словом – было из чего выбирать.
Что касается основного конкурса, то поначалу у меня вызвал недоумение принцип отбора картин-участниц - поскольку многие из них уже были отмечены призами разных кинофестивалей (как, к примеру, довольно пресное «Отрочество» Ричарда Линклейтера, призёра Берлинале). По словам художественного руководителя «Золотого абрикоса» Сусанны Арутюнян, в главный конкурс стараются отбирать авторские фильмы, которые языком киноискусства показывают жизнь простых людей, понятную и близкую самому широкому зрителю: «Мы не гонимся за премьерами. Для нас главное, чтобы наш зритель, особенно молодой, имел возможность смотреть хорошее кино».
В итоге, триумфатором «Золотого абрикоса» стала картина «Племя» Мирослава Слабошпицкого. Пожалуй, это был единственный фильм конкурсной программы который не оставил равнодушным никого. Даже Кима Ки Дука. «Посмотрев его, я лишний раз убедился, что человек без слов способен выразить очень многое», - отметил режиссёр.
Приветливые ереванцы при каждом удобном случае заговаривали с исполнительницей главной роли в «Племени» Яной Новиковой. Сама актриса рассказала, что она родом из беларусского Гомеля, что училась в машиностроительном колледже, который пришлось бросить ради фильма и что сейчас она готовится к съёмкам своей дебютной картины, в которой выступит в роли режиссёра и актёра.
«Ереван мне очень понравился, интересный город, в Беларуси таких нет, - призналась она. – Я попала сюда, можно сказать, случайно, и очень рада, что встретила много хороших замечательных людей. Я ездила на экскурсии и побывала в армянском обществе глухонемых, где много рассказывала о фильме. Многих интересовало, правдива ли та реальность, которая показана в «Племени». Это действительно так. Я сама училась в интернате, и помню голод, драки между воспитанниками, помню, как нападали на других девочек: кто не имел при себе денег, также были вынуждены заниматься проституцией. Но на самом деле подобное можно встретить в любом интернате, не только для глухонемых».
Помимо собственно фестиваля и киношколы, у «Золотого абрикоса» есть ещё один проект – «Армяно-грузинский киноэкспресс». Его цель – проведение выездных кинопоказов с участием кинематографистов обеих стран в приграничных районах. «У нас ведь отношения с Грузией тоже довольно натянутые. Поэтому однажды я взял и поехал в армянский регион Грузии – свой родной город Ахалкалаки, чтобы познакомить местных жителей с кинематографом наших стран, - говорит Арутюн Хачатрян. – Продолжим такой опыт и в этом году, уже в сентябре. Хотим к нему привлекать также фильмы из Азербайджана и Абхазии. Мы хотим показать, что кино способно открывать границы и объединять людей».
Для сонной и, по моим ощущениям, топчущейся на одном месте Армении фестиваль «Золотой абрикос» - словно глоток свежего воздуха, возможность оставаться вовлечённой в мировое киноискусство. И кажется, что этот чистый воздух нужен также и самим организаторам уникального по своей глубине и радушии ереванского киносмотра. Чтобы дышать им самим и делиться им с другими.