Самая важная кино-новость последней недели - участие полнометражного дебюта Мирослава Слабошпицкого в параллельном конкурсе “Неделя критики” на Каннском кинофестивале. Кроме фильма Слабошпицкого, в конкурсе заявлено еще 6 участников.
Слабошпицкий задумал “Племя” еще 20 лет назад, но собрать деньги на фильм смог только недавно: выиграл грант от Роттердамского кинофестиваля, грант от украинского фонда “Развитие Украины” и, наконец, немного денег от Госкино. “Племя” – новаторский проект, ведь а) стилизован под немое кино; б) стилизован не искусственно, как какой-нибудь “Артист”, а естественно: поскольку фильм – о слабослышащих людях, все актеры – непрофессиональные слабослышащие люди, изъясняющиеся жестами и телом. Словом, держим кулаки за Мирослава на Круазетт.
Кроме этого, мы помним, что в Канны едет документальный фильм про Майдан авторства Сергея Лозницы. Он будет показан вне конкурса, но уже само наличие такого фильма на Круазетт впечатляет. Лозницу в Каннах любят, но все-таки политических жестов вроде этого больше ждут от Берлинале, Канны же действительно удивили.
Самая впечатляющая новость с голливудских холмов – это провал “Превосходства” с Джонни Деппом в главной роли. Это уже провальный второй проект Деппа за год - в прошлом году неудачи “Одинокого рейнджера” не вытерпел никто, полетели головы и головешки.
“Превосходство” – триллер режиссера-дебютанта Уолли Пфистера (был оператором на всех фильмах у обожаемого всеми Кристофера Нолана) - вышло в американский прокат 18 апреля и с тех пор в мировой прокате собрало лишь 30 млн долларов (при бюджете в 100). Фильм, где сознание героя Джонни Деппа записывают на компьютер, не только не стал лидером прокатных сборов по результатам первого уик-энда, но и, кажется, вообще может поставить крест на серьезной голливудской карьере актера.
“Превосходство” стало проверкой, сможет ли звезда Джонни Деппа, ярко горящая на голливудском небосклоне, вытянуть проект, снятый вне Диснеевской фабрики. Провал “Одинокого рейнджера” вполне можно списать на то, что Депп застрял в одном образе в того же режиссера - Гора Вербинского, но в “Превосходстве” он играет совершенно другого персонажа. Не помогло.
В Украине и в России прокат “Превосходства” отложили аж на два месяца. Мы могли посмотреть его уже через две недели - 8 мая, но в итоге посмотрим только с 10 июля. Пока что - только трейлер.
Режиссер Эндрю Доминик (“Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса”, “Ограбление казино”) нашел исполнительницу главной роли для своего биографического фильма о Мэрилин Монро. Это Джессика Честейн, которая за свою недолгую карьеру в большом кино уже успела заслужить “Оскар”. Теперь, с высокой долей вероятности, она его получит. Фильм будет называться “Блондинка”, он будет основан на одноименных мемуарах Джойс Кэрол Оатс, и к его съемкам Доминик готовился давно - это был проект его мечты. Доминик хотел снимать его еще в 2010 и тогда на главную роль прочили Наоми Уоттс. Сегодня это Честейн, в продюсерах значится Брэд Питт, а начало съемок намечено на август этого года.
Тем временем любопытствующий художник и несколько студентов восстановили работы Энди Уорхола, хранившихся на дискетах 30-летней давности. Художник Кори Аркангел увидел ролик на ютубе о том, как Уорхол создавал работы на компьютере Amiga 1000 в 1985 году. Он связался с хранителями Музея Уорхола, они достали дискеты, на которых хранятся эти работы, а уже потом Аркангел связался со студентами из компьютерного клуба университета Карнеги-Меллон, которые восстановили работы с этих древних дискет.
Среди реставрированных работ оказались не только версии “Супа Кэмпбелсс” и портретов Мэрилин Монро, но и переработанная “Венера” Ботичелли и портрет Дебби Харрис. Обозреватель The Guardian Джонатан Джонс видит в этом, ни много, ни мало, провидчество Энди Уорхола и считает, что Уорхол - “истинный герой цифрового века”.
В киевском Национальном художественном музее, между тем, открылась выставка “Кодекс Межигорья”, на которой выставлены предметы, найденные в резиденции экс-президента Януковича и экс-генпрокурора Пшонки. Кураторы выставки Александр Ройтбурд и Алиса Ложкина задумали ее, скорее, не как сугубо культурный, но как сатирический проект. Между тем, мнения по поводу “Кодекса Межигорья” наверняка разделятся: часть людей считает ее дурным тоном, часть – важной образовательной программой и месседжем о том, как не надо делать. Масла в еще не совсем разжегшийся огонь дискуссий подлил российский критик Максим Кантор, посчитавший экспозицию в НХМУ “мародерством”:
Текст-ответ со-куратора выставки Александра Ройтбурда тоже стоит почитать:
Будем надеяться, что полноценная дискуссия об этике “Кодекса Межигорья” не заставит себя долго ждать.
Продолжая тему контроверсийных выставок. В Киеве открылась еще одна спорная выставка, на сей раз организованная художниками направления “жлоб-арт”. Некоторые украинские арт-критики сочли инсталляцию “Осторожно, русские” и другие объекты экспозиции разжиганием межнациональной розни. На фоне прошедшего на этой неделе форума украинской и российской интеллигенции выставка в М17 приобретает дополнительные смыслы. Интересно, как на нее отреагирует художественная общественность в Украине.