Эта книга лежала верхней в стопке книг, подготовленных к отдариванию другу-кинофилу. Что-то я взяла её перелистать И… (как то часто бывает) углубилась. Она оказалась актуальной. Это «Анджей Вайда. Повертаючись до перейденого», под редакцией Віри Авксент’євої, видавництво Львів, Каменяр, 2000. Наклад, то бишь тираж аж 700 экз. А тут и дни Польского кино приспели, которые открывались последним фильмом Вайды.
Возвращаюсь к «личному». В отрочестве мне довелось посмотреть фильм «Пепел и алмаз». Збигнев Цыбульский запечатлелся на всю оставшуюся жизнь, не «запомнился», а именно запечатлелся. Сам образ, пластика, манеры – всё. На всю последующую жизнь: помесь «хиппи» и борца-героя. Особенно самая последняя сцена фильма: корчи умирающего его героя. Особенно, то, что он коммунистов убивал.
И вот, по прошествии стольких лет, всё воскресло в памяти, так ярко. Упомянутый друг-кинофил, с чингизидским именем ТИМУР, помог восстановить в памяти тот знаменательный фильм. После прочтения самого Вайды, многое добавилось. Но подкладываемый в русском прокате ТОГДА на польское сопротивление мотивов типа «Синий платочек», коробило. Цыбульский остался «Цыбульским», цензура – цензурой (позитивный, честный коммунист – фантомом).
Н-да, наш (думаю можно так сказать: «легендарный») «U-cinema» клуб, поскольку долгоживущий проект Яна Юсима - кинотеатрик независимого кино при киностудии презентовал эти самые дни Польского кино. Открывал их польский консул. Зато САМ Вайда предпослал фильму обращение к украинскому зрителю, где приветствовал наш Майдан, сообщил, что он ещё и КРОВНО связан с нами, поскольку останки его отца, польского офицера были в Катыни.
А в книге он описывает вначале своё мальчишеское восхищение от парада конницы Армии Крайовой, а затем нестерпимую боль от зрелища, когда польских офицеров гнали в плен. Там же много чего, актуального доселе в Украине, но ПРЕВЗОЙДЁННОГО в Польше. В том числе радостью того, что польский Сенат обратился к украинскому народу ПЕРЕСМОТРЕТЬ наши, кровавые, в прошлом отношения… Эту книгу я теперь Тимуру НЕ отдам.
Там же речь шла и о движении «Солидарность», личном участии режиссёра. Вот теперь фильм «Валенса. Людина з надії»… Нет, я ОЧЕНЬ ДАЖЕ ценю и понимаю, роль, если угодно, в мировой истории «Солидарности»… но байоптик про Леха Валенсу… лучше уж документалка (не понимаю я байоптики, не люблю и не понимаю). Хотя пустые прилавки магазинов, старинные холодильники, автобусы и одежда смотрятся как гениальное ретро. Сами доки в Гданьске впечатляют.
Речь, видимо, должна пойти о политическом кино, хотя Вайда много чего успел сделать. Причём в разных жанрах и, даже, театре. Не эмигрировал, но ко-продукция была, хотя бы. Ян Юсим от себя добавляет, что в 88 лет, Вайда работает руками (как и Валенса), ходит, подчас, в фуфайке… (я, кстати, не отказалась бы, мне это представляется отменным ретро-натюрель, нужно только будет цветочки или бабочки нашить). Физический труд, якобы, и сохранил ему творческое долголетие. От себя добавлю, что доказана пользительность в первую очередь УМСТВЕННОГО труда.
Сам Вайда прожил насыщенную, героическую жизнь, его ученики Р.Полянский, А.Холанд, мой излюбленный Кшыштоф Кешльовский (О!), а «Оскар» за заслуги (?!), а орден Почётного легиона (!!). Он основал фонд имени своего имени… Вот тут мы вновь приближаемся к моей Отчизне. Оказывается, фонд этот присудил нашей Кире Муратовой награду! За которой ей пришлось ехать аж в Америку (цитирую: «Если б не от Вайды, ни за что не поехала, ПОЛЕТЕЛА б в такую даль!»). Муратова его творчество досконально знает, даже документалистику, ценит за умение работать в разных жанрах и «за вклад».
Мне же лично обидно, МНЕ СТРАШНО ОБИДНО, что в Польше преступность коммунистического режима никогда не ставилась под сомнение, а у нас всё было злонамеренно, нет, злокозненно как-то ретушировано, движение «Рух» уничтожено, группы «Нюрнберг-2» «распущены»; а мы сами оказались не только в исходной точке, но даже хуже «ЗАБЫЛИ-НЕ ЗНАЛИ» что и каково это было на самом деле. Да-да-да, теперь нужно будет ещё фильм "Все на спродаж" посмотреть.