О мифе, о реке, о времени и нации

Андреевский спуск, бывший ранее заурядным переулочком, сегодня становится частью большого киевского мифа. И это чрезвычайно важно. Миф - это каркас нации, государства, исторического города, в конце концов. Здесь уместно вспомнить старый анекдот, демонстрирующий значимость преемственности и традиций.

Фото: Макс Левин

У английского садовника туристы спрашивают:

- Как вам удалось содержать эту лужайку в таком идеальном состоянии?

- Очень просто, сэр. Надо ее ровно стричь и вовремя поливать.

- И это все?!

- Да, сэр. Но только я делаю это каждый день, вот уже 30 лет. А до меня это делал мой отец, мой дед и все 5 поколений моих предков-садовников.

На фоне всеобщего внимания к проходящим празднествам по поводу юбилея коронации Ее Величества королевы, это воспринимается отнюдь не как анекдот. Англичане сумели выстроить и очень умело поддерживают свой миф, который, если быть исторически честным, далеко не во всем коррелирует с реалиями. Но брэнд "Старая добрая Англия" - уже часть сознания и подсознания миллиардов людей на Земле.

Вот именно традиция, выраженная в символах, артефактах, зданиях, пейзажах, кухне, песнях, является стержнем цивилизации, стволом, из которого растут ветви культуры, законов, этики. И ее тщательное взращивание, длительное и терпеливое выстраивание собственного мифа, является стратегической задачей, формирующей политическую нацию и укрепляющей государство. Если нет этого ствола, нация превращается в своего рода перекати-поле, нечто аморфное и гонимое любыми ветрами.

Сегодня мы стоим у начала процесса нациетворения. И нам крайне важны такие точки привязки, вокруг которых вырастают и на которые опираются стволы исторической традиции и преемственности. Каждодневное наполнение их содержанием, смыслами и событиями - интереснейшая и архиважная работа.

- И кто же будет ее делать - спросите вы?

- Каждый из вас - отвечу я.

Все дело в том, что город сам по себе - бессмысленный набор кубиков. Его наполняют жизнью и смыслом внутренние процессы, взаимодействие его жителей. Поэтому, говоря о пространстве и духе Андреевского спуска, мы должны понимать. что говорим прежде всего о человеческом - коммуникативном и творческом измерении пространства и о носителях этого духа.

А они - это каждый из нас. Работающий здесь художник и ремесленник, живущий здесь, приходящий на выставки и в музеи, пьющий рюмку чаю в кафе, просто гуляющий с семьей по выходным. Каждый может зажечь свой маленький луч в этой ауре, причем возможностей для этого масса. От уборки мусора и удаления сорняков на склонах до участия в разборках с застройщиками-беспредельщиками, уличных действах, создании праздников, игре на гитаре и общении с друзьями в уличных кафе. И в этом контексте я считаю позицию: - Вы тут сделайте мне изящно, а я вас критиковать буду! - позой жлобствующего бездельника.

Приходи и участвуй! Или заткнись и смотри молча издалека. Третьего не дано.

Особенность пространства Андреевского Спуска - его текучесть, подобная реке. Это 970 метров зажатой между холмами, причудливо изгибающейся линии разностильных домов с неширокими тротуарами и мостовой. Это пересыщенный раствор цвета, музыки, голосов, запахов, солнечных зайчиков и вечерних огней. Это художники и скульпторы, музыканты, галеристы, актеры, официантки и торговцы. Этот поток разноуровневый, многоритмовый и разноцветный.

И эту особенность есть смысл поддержать в проекте арт-пространства на месте Юности. Комплекс должен быть многофункциональным, с доминированием функции выставочно-перфомансной и арт-периферией в виде мини-галерей, художественных и театральных студий, кафе, творческих мастерских и сувенирно-ремесленнических лавочек. Административные и хозяйственные функции должны быть сведены к минимуму, необходимому для обеспечения основных - творческих и музейно-выставочных. Объемно-пространственные решения прямо пристекают из этого функционала и контекста окружающего городского ландшафта. Мне это видится подобием невозможных домов Эшера: с каскадом разноуровневых объемов, внутренних дворов и атриумов, транзитными галереями и лестницами. Нужно создать множество подпространств камерных объемов и различной ориентации - по сути такой себе термитник, где будут постоянно клубиться люди, каждый в соответствии со своими интересами.

Игорь Степанов Игорь Степанов , Советник-консультант главного архитектора Киева, создатель Фестиваля каллиграфии, шрифта и искусства книги "Манускриптум"
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram