Конечно, все зависит от человека. Но факторы надвигающегося кризиса нельзя игнорировать, каким бы напором и волевыми качествами не обладал соискатель. Ведь если работы или возможностей для бизнеса нет, то черты характера и выдержка ни к чему.
Украина в этом плане – показательная страна. Государство не обеспечивает население работой, а бизнес планомерно уничтожает и всячески не дает ему развиваться. Фактически, Украина лишает себя и рабочих рук, и производства, и наполнения бюджета. Однако, это ни власть, ни оппозицию не волнует.
В бытность работы у народного депутата мне повезло с коллегами. Так вот, один из них научил меня (спасибо, Леша!), что на все собеседования и на все предложения нужно откликаться, ходить, смотреть, слушать, оценивать и быть оцениваемым, «выходить на рынок», так сказать, чтобы понимать ситуацию и движения извне. Благодаря этому дам господам политикам несколько наводок, дабы они знали, что делать там, куда мы их (к нашему превеликому сожалению) избрали.
Итак, уважаемые господа, знаете ли вы, сколько стоит 16-18 летний украинец (имеется в виду его стоимость на рынке труда)? Ответ – максимум 200 долларов в месяц.
Тогда, значит, молодому человеку нужно работать не на одной работе, а на двух. И никто не собирается на блюдце с голубой каемочкой предоставлять квартиру
— Николай Азаров
Какой толк от социальной рекламы о вреде курения и алкоголя, если ни один подросток или молодой человек не может найти себе работу? Что ему остается еще делать, учитывая то, что власть планомерно уничтожила любой доступный для молодежи досуг, причем, делая это с завидным постоянством с 1991 года?
Работа по специальности – далекий миф для большинства молодых украинцев, ведь если и можно найти таковую, то заработная плата там будет составлять не больше 400 долларов, да и то, если до этого у молодого специалиста откуда-то возьмутся 2-5 лет опыта работы по той специальности, которую он только закончил приобретать.
Кстати, проблемы являются амбивалентными: с одной стороны, квалификация многих выпускников вузов не позволяет им получать ту работу и зарплату, которую они хотели бы. С другой – работодатели всецело хотят обхитрить и обмануть молодежь, сэкономив на них сотни долларов.
Поражают руководители, которые считают, что работа журналиста стоит максимум 350 долларов в месяц. Откуда взяться журналистским стандартам, если взятки и заказные статьи достигают 10-месячного оклада? Как можно работать в политике и нормально к ней относиться, если каждый политик норовит не платить своим помощникам, а если и платит, то копейки. Стандартное денежное довольствие помощника народного депутата – до 700 долларов, при работе с раннего утра до поздней ночи. Хотя, зачастую, молодежь в эту категорию не попадает: молодых людей используют бесплатно, а потом выбрасывают без каких-либо извинений и обязательств.
Теперь конкретно. Работая помощником нардепа, я получал 300 долларов, работая менеджером в одной из компаний – 250 долларов. При этом всем работа начиналась с 8-9 утра и заканчивалась тогда, когда скажет руководитель. Что же касается большинства новоизбранных народных депутатов, они готовы платить своим помощником до 500 долларов, но требовать от них работы на 3-5 тысяч тех самых зеленых американских банкнот. Работа же журналиста в одном из киевских изданий, куда меня пригласили, стоит всего лишь 230 долларов плюс бонусы, но все равно общий заработок в месяц столичного журналиста средней руки не будет превышать 450 долларов. Честно говоря, я ничего не вижу предосудительного в том, чтобы идти работать грузчиком или фасовщиком, получая те же деньги, не напрягая мозги и имея больше свободного времени. Это решение для гуманитария и человека с высшим образованием всегда тяжелое, но его нужно принять, чтобы заработать денег и уехать, ибо конкретно я своей стране не нужен. А развивают и лучшую жизнь пусть строят другие, «мажоры» и «золотая молодежь». У них, видать, получится!
Унылыми выглядят и перспективы других моих знакомых, которые стоят в нормальных странах тысячи долларов, а в Украине их работа оплачивается в разы меньше. Только представьте, какие чувства обуревают молодых людей, закончивших лучшие киевские вузы, имеющих реальные знания и отличные дипломы, но которых государство толкает работать продавцами в «Ашане», стоять на митингах или работать в кол-центрах. Если в 90-е все рынки были с высшим образованием, то теперь в сфере обслуживания и торговли можно встретить и финансистов, и юристов, и банкиров наряду с инженерами, технологами и строителями. Зачем напрягать мозги, если за это никто не заплатит? Но это ли не деградация? Еще несколько примеров.
Молодой финансист, которого зовут в UPenn, прочитавший Канта и дискутирующий о макроэкономических показателях в 2050 году, не может найти в Киеве работу больше, чем на 350 долларов в месяц. В той же Пенсильвании его зовут на 7 тысяч в месяц.
Другой знакомый, мастер спорта международного класса по танцам, не может реализовать себя и открыть свою школу или давать частные уроки, потому что проходимцы и авантюристы всех мастей уже давно открыли конторы, где учат всему за любые деньги.
А что делать в этой стране талантливому программисту, которому здесь предлагают свысока зарплату в 500 долларов за сложнейшую работу, в то время, как даже в соседней Польше ему готовы платить больше 3 тысяч евро?
Или возьмите студентов самого престижного факультета страны – многие студенты КИМО сейчас работают в ресторанах и клубах Киева, потому что больше они никому не нужны. Естественно, речь идет не о «золотой молодежи», а о талантливых студентах, поступивших на бюджет благодаря исключительным знаниям, которые никому в Украине не надо.
Конечно, все эти люди могли бы не зависеть ни от кого и заняться собственным бизнесом. Но государство старательно следит за тем, чтобы бизнесом в Украине могли заниматься и получали прибыли только особо приближенные к «трону». Исходя из этого, малый и средний бизнес, несмотря ни на какие рейтинги и «покращення» падает в пропасть, откуда уже не поднимется. Вопрос в другом: кто будет платить налоги, когда будет уничтожен последний предприниматель? Неужели господа Пинчук, Ахметов, Коломойский, Фирташ, Тигипко, Порошенко и другие наполнят бюджет? Сомнительно.
Вот и получается, что выборы на самом деле ничего хорошего не привнесут. Мы по-прежнему будем стоить 250-300 долларов в месяц, а Верховную Раду и Администрацию Президента будут украшать мрамор и сусальная платина. Что ж, как было написано на воротах концлагерей, – «каждому свое». Нам, молодежи и креативному классу – эмиграция, зависящая только от времени, но не от условий или желания, политикам – загнивание, разложение и абсолютный коллапс в конце их безумного уничтожения собственного народа.