Началось все с того, что меня, неискушенного в делах коррупционных человека, постигло поистине страшное разочарование сразу на старте: в Киеве нет административных услуг. В Киеве, в столице Украины, существует только мздоимство и стяжательство.
Итак, разрекламированная господами Поповым и Бродским дерегуляция и содействие бизнесу, несмотря на отмену действительно некоторых абсолютно ненужных барьеров и кучи туалетных бумажек, остается на том же месте, где она была последние 20 лет. Бизнесу государство не радо и всячески старается это показать.
Для того, чтобы зарегистрировать юрлицо в Шевченковском районе Киева вам нужно обратиться в центр предоставления админуслуг по бульвару Шевченко. И тут первый нюанс: работает на прием документов сей эпохальный центр аж 4 дня в неделю по 3,5 часа (с 9.30 до часу), то есть, в общем 14 часов в неделю. Зарплата же госрегистраторов, не считая откатов и взяток, платится им своевременно и явно не за такой мизер.
Не желая платить «сутенерам», которые якобы решат все вопросы за две недели, я с другом решил все сделать сам. Вызубрив расписание работы многострадального центра, мы отправились в путь.
Приехав в 8.30 утра, мы обнаружили, что, несмотря на формирование электронной очереди, в эту электронную очередь можно попасть, предварительно записавшись в список, в котором на 8 утра уже насчитывалось больше 150 людей. Список формируется для того, чтобы упорядочить доступ всех желающих к терминалам записи.
Итак, став 179 номером в списке на попадание в здание центра админуслуг в 8.30 мы тешили себя иллюзиями, что сегодня успеем многое. Ошиблись.
Попав в здание центра в 9 утра, 40 минут после этого мы ждали возле терминала своей очереди записаться в другую очередь, теперь уже электронно-стоятельно-сидячую. Получив чек № 311, мы уселись в душном и переполненном людьми здании ожидать своей очереди.
Как оказалось, нашлось еще одно сходство центра админуслуг с ненавистными поликлиниками: у них не только часы приема устроены так, что физически все не успеют попасть, даже если критически важно; больше того, регистраторы и чиновники принимают посетителей по времени так же, как рядовой терапевт в поликлинике осматривает бабушку. В среднем за час вся махина админуслуг пропускала человек 100 из около 700 в очереди. И это при том, что работали они всего три с половиной часа! Те же, кто не успевал, вынуждены были на следующий день снова душиться в очередях и ругаться с соседями по очереди.
Я заметил очень интересный вид жульничества в очереди. Исходя из того, что регистраторы работают монотонно и невозможно попасть всем, проныры, которые различными методами ухитрились достать первые номера, продавали их по 500-700 гривен тем, чьи номера в тот день были явно обречены на провал. Главное, чтобы услуги, чеки на предоставление которых продавались, совпадали с запросами ожидающего «больного».
Очередь, стоит сказать, общая. То есть, 310 номер ждал возможности внести изменения в устав, я с номером 311 – регистрации юрлица, человек с номером 312 ждал выписки из реестра, а номер 313 три с половиной часа ждал, чтобы ему сказали, что его документы вообще не рассматривают в этот день.
Кроме этого прямо под центром админуслуг заботливые «дельцы» раздавали листовки с указанием цен на «решение вопросов» для тех, кто не дождался своей очереди.
Нас же ждало самое интересное. Приехав в 8.30 утра, высидев в душном помещении утро и обед, в 3 часа дня нас по какой-то ошибке или счастливой случайности пустили-таки к регистратору. О чудо, думал я, заходя в кабинет, пока не услышал в свой адрес гневное выражение: «Разуй глаза, мы твое все до часу принимаем!». На что я резонно спросил, куда деваться, если я не успею из-за короткого времени приема и показал регистратору в коридоре очередь людей, которые там томились с утра, так же, как и я. На это регистратор меня вытолкала и по-хамски заявила, что в следующий раз она меня просто не примет или только с согласия начальника центра. Я от такого даже дар речи на несколько минут потерял. Однако решил, что я таки добью теперь этот центр и зарегистрирую юрлицо хотя бы просто для себя, чтобы доказать, что я могу поставить чинуш на место.
Самым большим разочарованием для меня, как для политиканствующего блоггера, стало то, что всем политикам, деятелям, рвущимся к разного рода корытам, а в особенности кандидатам на пост мэра Киева и будущим мажоритарщикам, просто банально наплевать на проблемы малого и среднего бизнеса, начинающиеся с момента возникновения идеи его создания. Тот же Пилипишин, который громогласно рассказывает, как много он делает для района, тот же Зимин, которого поставили «смотрящим» за одним из центральных районов столицы, та же Королевская, якобы страдающая за предпринимателей, наконец тот же Попов, настроенный идти от партии власти на выборы и гордящийся своими дутыми успехами – всех их объединяет пофигизм в отношении проблем людей. Нужно при этом заметить, что оппозиции вообще некого выставить в Шевченковском районе и некому поддерживать малый и средний бизнес, кроме Кужель, поэтому и критиковать-то особо некого за бездеятельность, так как оппозиция уже сдала Киев регионалам. Я лично пригласил многих нардепов из оппозиции сделать себе хотя бы пиар, если не помочь людям, и приехать туда, поддержать их и посмотреть на то, как киевский бизнес киевская власть превращает в скот. К «чести» нардепов нужно отметить, что все, как один, несмотря на партии, решили не тратить время на простых смертных.
Возникает ряд вопросов: почему я должен из своих налогов платить зарплату дармоедам-регистраторам, которые мне хамят и плюют в лицо; почему всем политикам одинаково пофиг на бизнес, но этот бизнес будет за них (либо «регионы», либо «оппозицию») голосовать; почему это все происходит в Киеве, в столице Украины и что тогда делается в провинции? Вопросы риторические и ответов мы уж точно не дождемся. Воистину, в Украине «бизнесмен» - ругательство и таким его делает именно государство.