ГлавнаяБлогиБлог Андрея Зубова

Славянская зима

Восточнославянские революции любят зиму. Оранжевая революция началась на Украине 22 ноября 2004 г. и продолжалась до повторного голосования 2-го тура президентских выборов – 26 декабря. Белая революция в России началась 5 декабря 2011 года митингом на Чистых прудах Москвы и достигла кульминации стотысячной демонстрацией 24 декабря на проспекте Сахарова. В отличие от украинской революции 2004 г., приведшей к власти лидеров оппозиции, русская Белая революция не увенчалась успехом – протест москвичей растаял летом 2012 г. И вот теперь вновь Украина. С 30 ноября 2013 г. Киев, а потом и всю страну сотрясает самый мощный гражданский протест на всём послесоветском пространстве за всё послесоветское время. Эта новая зимняя революция уже получила на Украине свое имя – Революция Достоинства. И имя это очень точно определяет характер нынешнего общественного возмущения.

Фото: EPA/UPG

Кстати, это - первая революция на послесоветском пространстве, не связанная напрямую с выборами, точнее, с фальсификацией результатов выборов. Революция Роз в Грузии, Оранжевая революция в Украине, Революция Тюльпанов в Киргизии, массовые выступления в Ереване в конце февраля 2008 г., Белая революция в России — все они произошли из-за махинаций власти с волеизъявлением граждан. Граждане желали, что бы их воля действительно определяла кому властвовать в их странах, а власть, по-советски, рассматривала выборы как средство узаконивания собственного господства над страной, как демократическую ширму диктатуры. То, что люди не были заодно с властью, то, что их волю надо было искажать, демонстрировало две реальности: во-первых, большинство граждан этой диктаторской властью не были довольны, и, во-вторых, если не большинство, то многие верили в нужность демократии, как принципа государственного устроения.

Ныне свершающаяся на Украине революция вызвана иным – игнорированием властью желания людей видеть свою страну в Объединенной Европе. В штабе сопротивления на центральном месте два флага – флаг Украины и флаг Евросоюза. Единство с Европой, вовсе не вкусовая или культурно-географическая причуда интеллектуалов. Для большинства украинцев – это их хлеб насущный. Ведь из-за нищенских зарплат и колоссальной безработицы, множество граждан Украины вынуждены искать работу в странах Европы – от соседней Польши, до далекой Ирландии. Сейчас украинцы в Европе – люди третьего сорта, бесправные гастарбайтеры, которые не могут рассчитывать на равную с гражданами Евросоюза защиту своего труда, пенсии, зарплаты, бесплатное медицинское обслуживание. Для них крайне сужены возможности легального трудоустройства. Болгар, румын, хорватов, поляков, литовцев всегда предпочтут им, обязаны предпочесть – ведь они граждане Евросоюза. А для молодежи закрыт бесплатный, по еврогрантам доступ в европейские университеты, школы, профессиональные училища. Украинские проститутки на всех площадях Европы, украинские сиделки больных европейских стариков, прячущиеся от полиции и налоговой службы в Италии или Испании – ныне печальная реальность. Но украинские девушки, будь Украина в системе Евросоюза, могли бы спокойно учиться и получать стипендию, а не продавать себя, а сиделки – сами лечиться или трудиться официально. И это - весомый аргумент в пользу евроинтеграции.

Но нынешней украинской власти евроинтеграция не нужна, поскольку Евросоюз – это не только место трудоустройства граждан бедной страны, но и контроль еврочиновников над местной бюрократией, банками, денежными потоками, условиями труда и политическими процессами. Одна из потенциально богатейших стран Европы, страна черноземов, угля и стали, страна трудолюбивого и опрятного народа, по факту является одной из беднейших. Почему? Потому что в стране безраздельно властвуют бандитские кланы, которые политологи культурно именуют «ФПГ» - финансово-промышленными группами, завладевшие всей, приносящей доход, собственностью Украины. Совершенно серьезно говорят о том, какая ФПГ управляет Донбассом, какая - Запорожьем, какая – Николаевым. Нищета народа – прямое следствие его обворовывания этими ФПГ, которые крайне низко оплачивают труд, совершенно не заботятся о безопасности и социальной защищенности работников, а все дивиденды кладут себе в карман. Крайняя роскошь и всевластие немногих и крайняя нищета и бесправие почти всех остальных – следствие такой жизни.

В сущности, подобным образом живут все двенадцать стран бывшего СССР, не интегрированные в Евросоюз. Харьковский коллега недавно с горечью и сарказмом сказал мне – «Вся разница между Россией и Украиной ныне в том, что у вас правят бандиты государственные – КГБ, а у нас просто бандиты, а КГБ у них на посылках». Интеграция в Евросоюз, безусловно, сократила бы всевластие пресловутых ФПГ и, пусть не сразу, но ликвидировала их. Работникам пришлось бы платить больше, социальные гарантии обеспечивать по-полной, финансовую отчетность делать прозрачной, демократию и местное самоуправление – настоящим. Нынешней властвующей элите Украины это совершенно не нужно. Более того – это угроза самому её существованию. Намного проще сотрудничать с Россией и Китаем, где власть живет по тем же понятиям.

То, что жизненно необходимо народу – то для властей Украины – смерть. И потому в Украине революция, и потому главный лозунг этой революции «зэка – геть!», а главный принцип – «ДОСТОИНСТВО». Люди Украины отказываются быть рабами ФПГ, они желают быть полноправными гражданами Европы. В этом вся суть нынешнего протеста.

Связанные с выборами или не связанные, но все революции последнего десятилетия на послесоветском пространстве — суть революции гражданского достоинства. И в этом они очень сходны с революциями Арабской весны, последняя из которых - в Сирии – всё еще драматически продолжается. Граждане, или, по крайней мере, существенная их часть, стали и на арабском Востоке, и на послесоветском пространстве достаточно образованными и знающими, как устроена жизнь в странах «Первого мира», что бы захотеть и в своих странах устроить правление демократическое, распределение национального дохода более справедливое, контроль граждан над властью - эффективный. Не уезжать туда, а преображать свою родину – вот главный принцип этих новых революционных движений.

Конечно, как и в любом широком народном движении, в новых революциях немало противоречивых тенденций и дискредитирующих основной принцип сил. Тут и национальный шовинизм, и религиозный экстремизм, и попытки возродить весьма, порой, несимпатичные былые исторические формы, и просто всяческий бандитизм. Но примечательно, эти, окружающие основное движение силы, нужны, скорее, не борцам за новое общество, а тем, кто желает сохранять как можно дольше status quo. Ведь захватившая власть и ресурсы страны клика, если в ее высшую миссию (освободителя мирового пролетариата от уз капитала или борца за национальную независимость, а тем паче путеводителя в Царство Божие) народ перестает верить, крайне нуждается в социальной базе. Бандита и разбойника в чистом виде ни одно общество не потерпит – ведь честных людей бесконечно больше, чем грабящих их лихоимцев. Поэтому бандит государственного масштаба стремится выставить себя защитником или обездоленных, или единоверцев, или соплеменников или какой-то иной большой совокупности. Там, где это удается, начинается гражданская война со всеми ее ужасами и непредсказуемостью, там, где не удается – граждане отщелкивают изолгавшегося диктатора и его камарилью как прихлопнутого комара. Увы, второе получается нечасто. Например, в Тунисе получилось - и Бен-Али навсегда покинул страну. Получилось и в Грузии во время Революции Роз. А вот в Ливии и Египте – не получилось вполне, а в Сирии и вовсе не получилось, и в Киргизии не вышло, и в Украине в 2004 г. В Ливии Каддафи смог противопоставить одни кланы другим, опереться на соплеменников – и потому кровавая и жестокая гражданская война. В Египте Мубарак ушел, но разгорелся застарелый конфликт между модернистами, которые и совершили египетскую революцию, и мусульманами-фундаменталистамии. И в результате – генералы вернулись. В Сирии Башар Асад мобилизовал единоверных ему алавитов (нусайритов), которым грозят многие беды от восставшего против власти Асадов суннитского большинства страны. В Киргизии удалось во время тюльпанной революции Юг противопоставить Северу, Ош – Бишкеку. На Украине в 2004 г. г-н Янукович позиционировал себя как выразитель интересов русско-язычного Юга и Востока, ориентированного на «советские ценности», против националистического, щиро-украинского Запада страны и киевской интеллигенции. И ему это долго удавалось.

Но в последние славянские зимы маски были сорваны. В России зимой 2011-12 гг. народ выступил против электоральных фальсификаций и против проглотившего всю Россию «дракона Пу». Плакаты требовали: «Верни нам нашу страну!», «За новые честные выборы!» Социальная база ускользала из-под ног правящего режима. Ему помогло то, что провинция еще не ощутила надвигающегося системного кризиса. Напротив, в 2011-12 гг. экономика большинства регионов, благодаря высоким ценам на нефть, была на подъеме, а фальсификация выборов ещё по-советски казалась делом привычным – «Сами решат – нас не спросят». Да и раздражение было на протестующих горожан мегаполисов, в первую очередь на москвичей – «И так живут лучше всех – с жиру бесятся». Но такая социальная база режима неорганична, строится на легко изменяемых факторах. Это – не национальность и не конфессиональная принадлежность. И она быстро размывается временем, новым опытом гражданской деятельности и, особенно, ухудшением качества жизни – а именно оно и происходит в России в течение последнего года. Власть в России имеет очень большие шансы в ближайшее время лицом к лицу встретиться с разгневанным обществом не только москвичей и петербуржцев, но и провинциалов.

А в Украине уже встретилась. Сила украинцев в том, что кроме ведущего слоя крупнейших университетских городов, очень похожего на российский «креативный класс», там есть еще семь западных областей, не бывших в составе СССР в самые страшные десятилетия большевицкого режима, когда массовым террором, голодоморами, многомиллионными перемещениями населения, попыткой тотального уничтожения религии народы России были буквально смолоты в порошок. Кстати, совсем не случайно, что Революция Достоинства началась с ниспровержения того, кто положил начало гибели народов России, в том числе и на Украине, – с ниспровержения памятников Ленину в Киеве, Котовске, Фастове. Это – очень верно направленное действие на искоренение зла.

Тем, кого судьба оставила за границами СССР в 1920-30-е гг., исключительно повезло. Вторая мировая война, предвоенные и послевоенные репрессии, третий голодомор 1946-47 гг. тоже были бесконечно страшны, но, как показывает социо-исторический анализ, менее разрушительны для общества. В Галиции, на Волыни, в Закарпатье и Северной Буковине общество, хотя и сильно травмированное, но сохранилось, как сохранилось оно в странах Балтии, в Западной Белоруссии, Бесарабии и в трех крохотных районах России – Ивангородском, Печерском и Пыталовском. Западные украинцы это не другой народ – это такие же украинцы как слободчане или подоляне, но в силу исторических особенностей существования в ХХ веке, сохранившие больше гражданской солидарности и общественной ответственности, чем на востоке Украины. Объединение киевских интеллигентов и простых крепких парней «западенцев» - это политическая сила. Но пока они оставались силой в себе, как это было и в 1990-е гг. и в 2004 году, пока говорили о своих проблемах, своем украинстве, своем Бандере – они были чужды восточным областям, и этим успешно пользовалась олигархическая верхушка.

Но 30 ноября 2013 г. они выступили от имени всей Украины и в интересах всей Украины. Ведь русскоговорящие жители Донецка или Запорожья живут ничем не лучше, а может быть и хуже, «западенцев». И в Европу ездят на заработки не менее активно. Вот – половина Мариуполя трудится в Греции. Майдану надо было подчеркнуть, что он отстаивает не украинство, а право на жизнь, не «западенство», а гражданское достоинство всех людей Украины – и «щирых», и менее «щирых», и вовсе русских, татар, болгар, армян. Виталий Кличко, специально выступал с трибуны Майдана и на русском языке, и священник из Харькова, извинившись перед украинцами, тоже говорил по-русски, как и некоторые другие ораторы. И никто освистан не был. А в Запорожье, Днепропетровске майданы и вовсе проходят на русском языке. Это – верный политический выбор. Олигархи долго черпали силы из противоречий между востоком и западом страны. Но источник их силы иссяк – люди Украины за проблемами этно-региональными, большей частью иллюзорными, увидели задачу подлинную, общенациональную – «зэка – геть!», и отстаивают её с поразительным упорством и мужеством. Исход революции Достоинства еще не ясен. Не будем его предрешать. Но то, что произошло за эти два зимних месяца 2013-2014 гг. уже бесконечно важно и для самосознания народа Украины, и для России.

Для России события на Украине важны, во-первых, потому, что два народа связаны миллионами нитей, общностью языка, истории, веры, родства семей, дружеских уз. О происходящем в Киеве тут же узнают по всей Руси Великой от Кенигсберга до Сахалина не только благодаря вездесущему интернету, но и по телефонным разговорам родственников, э-мэйлам друзей. Тот же эффект был и у Арабской весны. Но важно не только это. Дело в том, что не раз в прошлом Великороссия через Украину могла войти в Европу. В 1399 г. Великий князь Литовский Витовт с огромной армией выступил против Орды, чтобы окончательно освободить от ига русскую землю, но не удалось тогда. На реке Ворскле западно-русские, немецкие и литовские полки были разбиты татарским полководцем Едигеем. Восточная Русь осталась под Ордой, отрезанная от Европы. В конце XVII века царевна Софья Алексеевна и князь Василий Голицын хотели открыть Россию Европе через близкие нам Украину и Польшу. Вновь не удалось – брат Софьи, Петр сверг власть сестры и выбрал для нас иное - путь принудительной поверхностной германизации, путь крайне болезненный, породивший раскол общества, крепостное рабство, ослабление веры и, в конце концов, ужасную нашу революцию ХХ века.

Ныне, студёной славянской зимой, народ Украины вновь стремится проложить себе путь в Европу. Сможет ли проторить он этот путь, будет ли этот путь от нас или путь и для нас, людей России, – во многом зависит от нашего отношения к стремлению братского народа.

Андрей Зубов Андрей Зубов , Историк, религиовед и политолог, доктор исторических наук, профессор МГИМО
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram