ГлавнаяБлогиБлог Александра Лиева

Есть ли место туриндустрии в коалиционном соглашении?

Вместе с представителями туриндустрии Украины, внимательно изучив все доступные варианты проектов коалиционного соглашения, с сожалением отмечаем почерк не практиков, но юристов-популистов. Расточительство проходит красной линией. Сырьевой придаток развитых экономик– вот удел уготовленный стране… Транзит, продажа зерна, энергоресурсов.

Туристическая отрасль привлекает валюту, создает более 1 миллиона рабочих мест (в основном для креативного класса), создает рынки для украинских товаров и так далее… Но юристы писавшие варианты коалиционного соглашения, естественно об этом не знают, а специалистов привлекать им некогда. Могло бы стать подсказкой соглашение «Об ассоциации с ЕС», там в 16 статье уделено много внимания использованию туриндустрии в развитии страны, с акцентами на европейский опыт. Пока не поздно и пока Коалиционное соглашение лишь в проекте, нужно достучаться до его авторов и настоять на обозначении роли туриндустрии в развитии Украины!

Задача туризма в "умных" странах – создавать потребительский рынок для продажи товаров собственного производства. Для этого украинскому туризму нужно взаимодействие с реальным сектором экономики. При нормальной координации такого взаимодействия уже в 2015 году для всего украинского товарного производства станет очевидно, что туризм – стратегическая отрасль для Украины. И относиться к отрасли нужно не как к бюджетопоглащающей, а как к бюджетообразующей. Дело вовсе не в финансовом, а в нормативном законодательном стимулировании туротросли. Стоит лишь задуматься, сколько потребляет 23-миллионный турпоток минеральной воды, мяса, молока, сигарет, алкоголя, а также использует постельного белья, униформы для персонала и прочего. И сколько из этого производит Украина?

Предлагаю простой расчет: среднестатистический иностранный турист тратит в Украине около $150-200 в сутки, период пребывания в Украине, согласно данным Гостуризмкурорта, составляет 7,2 дней. Следовательно, 24 млн.туристов (согласно тем же данным) за весь период пребывания генерируют потребительский рынок в более 495 миллиардов гривен. В посткризисный период сознательное управление таким потребительским рынком и его переориентация на чувствительные сектора экономики позволяет сбалансировать спекулятивное поведение игроков рынка, выполняет роль частичного компенсатора при объективном изменении центра тяжести в экспортно-импортных операциях с России на страны ЕС. Стоит лишь организовать связь, взаимодействие турбизнеса с производителем, стоит понять производителю логистику и требования турбизнеса, и эта связь тот час рождает устойчивый кластер. Вот в этом и нужно искать выгоду для страны, а не в налогах от отелей или экскурсоводов, как это считают сейчас. Туристы ввозят в страну валюты больше, чем сотавляет валютная выручка от угля и нефти. Но считать эти цифры сложнее, а еще сложнее "пилить" эту экономику, потому и интерес к туриндустрии заканчивается лишь выдачей лицензий туроператорам-выездникам. А дальше и вникать никому не хочется. 

Поведение мировых брендов отелей, сетей и ТНК также чувствительны к туристопотоку. Скажем, если страна или дестинация популярна, интерес к ней растет в геометрической прогрессии. В ней видят перспективу «конечного потребителя», а не источник выкачки сырья. В мире насчитываются около 4-5 сотен транснациональных сетей, прямо или косвенно относящихся к туризму (гостиничные группы InterСontinental, Marriott, Hilton, Accor и др., сетевые туроператоры TUI, Thomas Cook, Kuoni, всемирно известные бренды одежды, аксессуаров, рестораны, фаст-фуды, авиакомпании и тп).

Поведение на рынке и стратегии инсталляции сетей существенно отличаются в разных странах. Анализ среза ключевых сетевых операторов демонстрирует несколько различий в их поведении в Украине и в среднеевропейской стране. Сети и международные операторы, как правило, используют 2 модели инсталляции на рынке. Для стран, рынок которых представляет интерес по ряду параметров, инсталляция происходит минимум в 10-ти–15-ти городах, как правило, исходя из потенциального спроса (стратегия экспансии).Для более «инстабильних» стран, к которым относится Украина, модель инсталляции сводится к заходу на столицу + максимум 2 административных центра (стратегия выжидания). Последняя модель используется более в качестве маркетингового хода для формального расширения географии и нередко ограничивается лишь открытием официального представительства компании в стране. В результате, в Украине представлены на 45% меньше международных сетей, чем в среднестатистической европейской стране, а интерес сильных игроков к Украине не генерируется.Большая часть из них работают только в Киеве в формате официального представительства.

Рассуждая сугубо экономическими категориями, туризм — это экспорт услуг, и как следствие улучшение торгового баланса страны, вливание валюты. Это мечта и главная цель любой из стран ЕС - продавать услуги за валюту.

Туризм в Украине еще и элемент внутренней политики.

Большинство жителей Украины не выезжали за пределы своей области и имеют минимальные представления о других регионах страны. Не нужно крайностей, плана поездок львовяне в Донецк и наоборот. Львовяне, как и жители Донбасса, в большинстве никогда не бывали в Полтаве, Виннице или Одессе. Кроме того, ряд регионов имеют туристские возможности, которые интересны только (или в первую очередь) именно внутреннему туристу. Например, Черкащина с историей Шевченко или запорожское побережье Азова рассчитывающее летом именно на украинских туристов. Знание собственной страны - путь к патриотизму. Ко всему, внутренний туризм укрепляет единство Украины.

Уже сегодня можно через ОблГосАдминистрации и мэрии, совместно с турбизнесом, организовать презентационные дни своего турпродукта в любом регионе Украины. С пресс-конференциями, ворк-шопами, культурными программами. Денег бюджетных практически не нужно. Нужна организаторская функция.

Одним из маркеров внутреннего туризма является культура передвижения авиатранспортом. Это не только европейский стандарт повседневности, но и индикатором уровня развития страны. Сегодня внутренние авиалинии Украины самые слабые в Евразии,при том, что страна входит в пятерку по размеру территории на континенте. Откуда ж браться в таких условиях внутреннему туризму? Если сравнить, к примеру, с Польшей, страной, которая по большинству параметров сопоставима с Украиной, то при объективно более благоприятных территориальных и демографических характеристиках, Украина отстает от Польши по показателям внутренних авиаперевозок примерно в 2,15-2,6 раз. Площадь Украины превышает площадь Польши почти в 2 раза, населения на 13,2%. Следовательно, расстояние между основными административными, деловыми и культурными центрами и количество населения, которое потенциально передвигается по стране,больше именно в Украине. Эти факты являются преимуществом в возникновении спроса на внутренние авиаперевозки.

При этом, Украина реализует около 5 тыс. внутренних авиарейсов в год против почти 11,5 тыс. в Польше (разница - <в 2,3 раза).Количество перевезенных пассажиров составляет 730 тыс. против 1, 52 млн. (<в 2, 1 раза), а соотношение между совокупным авиапассажиропотоком Украины и внутренним в Польше – 21,7% и 12,2% в Украине. Отсутствие спроса на авиаперелеты существенно влияет еще и на ценовую политику. В результате цены на внутренние перелеты в Польше почти в 2 раза дешевле. Конечно же, такая ситуация объясняется,в первую очередь, уровнем доходов на душу населения, но тем не менее, формирование самой культуры путешествия внутри страны и популяризация собственных курортов и туристических преимуществ должно быть предметом заинтересованности политикума и Правительства.

Туриндустрия Украины - инструмент внешней политики. 

Для успешного международного партнерства нужно вызывать к нашей стране интересС, а не жалость.

Именно сейчас, в период пристального внимания к Украине, нужно провести "Дни Украины" в каждой европейской столице.

Презентации туристских продуктов, воркшопы, круглые столы, презентации национальной кухни, привезти музыкальные программы, художественные выставки и тд. Сейчас реально это сделать с огромной поддержкой от мэрий ЕС (залы, реклама, оргпомощь).

Инструмент - посольства Украины в столицах ЕС, диаспоры, турбизнес презентующий свои турпродукты.

Бюджетных денег минимум. Но орган, который должен был бы все это координировать, ликвидирован. Украина - единственная страна в Европе, где нет Туристической администрации.

Много стран, прошедших через конфликтные ситуации, использовали туризм как инструмент коммуникации и донесения своего эго, своей сущности. Грузия бы не стала одной из самых открытых, низко коррумпированных и безопасных стран в мире, если бы не считала туристов носителями мнений о своей стране. Рост количества туристов в Грузии в послевоенный период составлял 35-40% в год, за счет чего им и удалось развернуть на 180 градусов мировое отношение и восприятие к стране. Каждый турист возвращался из Грузии с другим мнением о стране, он коммуницировал эти эмоции другим. Разница между нашими странами в том, что они сумели увидеть и прочувствовать, где есть реальный потенциал, вовремя его мобилизировать и получить быстрые дивиденды. Таких примеров много – так поступали и Египет после революции, и Япония после Фукусимы. В постоянных условиях войны успешно развивается туризм в Израиле.

Туриндустрия Украины - лаборатория перехода на стандарты ЕС.

Почему мы не ЕС? Наши отрасли неготовы к саморегулированию и самоконтролю. Неготовы в разной степени. Например, медицина и образование Украины лишь через годы смогут приблизиться к модели минимальной доли государства в своем управлении. А вот туриндустрия уже готова к саморегулированию!

Уже в этом году можно передать ассоциациям турбизнеса:

1) лицензирование туроператорской деятельности;

2) обязательную категоризацию (присвоение звезд) отелей и здравниц;

3) добровольную категоризацию ресторанов и других объектов туринфраструктуры;

) выдачу разрешений на турсопровождение (гиды, экскурсоводы).

В турбизнесе Украины работает высокоинтеллектуальный контингент. Люди, умеющие зарабатывать на создании настроения, имеющие хорошие коммуникативные способности и более всего желающие мира в нашей стране (ведь развитие туризма возможно лишь при стабильной ситуации в стране).

Именно туриндустрия должна стать пилотной площадкой имплементации стандартов ЕС в Украине.

В коалиционном соглашение должно быть:

1. принятие Туристического кодекса (вместо полностью устаревших Законов О туризме и «О Курортах»);

2. создание подкомитета ВРУ по вопросам туриндустрии в комитете по экономике;

3. создание Национального Агентства по Курортам и Туризму;

4. увеличение количества стран, граждане которых могут въезжать в Украину без виз;

5. увеличение срока безвизового нахождения на территории Украины до 360 дней в году (по примеру Грузии);

6. законодательное определение туристических кластеров или свободных туристических зон и др.

География внутренних авиарейсов Польши/Украины

Фото: Предоставлено автором

Фото: Предоставлено автором

Сравнение цен на внутренние авиарейсы Польши/Украины, грн.

Фото: Предоставлено автором

Александр Лиев Александр Лиев , руководитель группы советников министра агрополитики Украины
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram