В любом случае остаются вопросы: рубить или не рубить (что, в принципе, невозможно), а если рубить, то где и в каких количествах, а также как контролировать соответствие планов вырубкам. В наших реалиях такой контроль без участия общественности, местных органов власти и др. просто невозможен.
Как-то эти вопросы будут решаться и волна эмоций спадет. Тревогу вызывает другое – отсутствие государственной политики, действенной системы учета и контроля лесов, а также детального, привязанного к конкретным территориям, планирования их рационального использования, доступного широкой общественности. Создание такой системы не требует долгих дискуссий, а современные технологии позволяют создать ее быстро и экономически эффективно. Вопрос в том, заинтересованы ли властные институции в прозрачности информации и установлении простых и понятных правил в лесном хозяйстве. Кстати, на поддержку международных доноров здесь рассчитывать тоже особо не приходится, т.к. направления технической помощи выбираются, как правило, по согласованию с соответствующими ведомствами.
Система учета и контроля должна сделать доступной следующую информацию:
- где находится лес, его состав, наиболее ценные породы; определение поврежденных участков (болезни, погодные условия, др.);
- в чьем подчинении или собственности находятся лесные участки; защитные функции леса и ограничения на рубки по территориям;
- обоснование разрешений на вырубки по лесным участкам;
- какие изменения (вырубки, посадки, др.) происходили за предыдущие годы.
Технически все перечисленные вопросы решаемы. В мире достаточно спутников дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), чтобы собрать необходимые архивные данные с требуемыми характеристиками. Есть проблемы с базовой картографией и границами, начиная от районов/громад и населенных пунктов до объектов природно-заповедного фонда и др., но они также решаемы с достаточной точностью. Обеспечение доступа ко всей информации с географической привязкой через Интернет также решаемо.
Проблемными видятся вопросы обоснованности формирования разрешений на рубки различного назначения, а также доступа к информации широкой общественности. Здесь необходим учет большого количества ограничений или критериев, а также использование пространственного многокритериального анализа.
Значительные рубки леса также оказывают влияние на развитие паводков, оползней и др. Так, в 2001 году крупный паводок на р. Тиса в Закарпатье привел к прорыву дамбы в Венгрии и к значительным экономическим потерям. Причиной паводка венгерская сторона назвала массовую рубку леса в Украине и высказала соответствующие претензии. При поддержке USAID Украинский центр менеджмента земли и ресурсов (УЦМЗР) проанализировал по спутниковым данным изменения в лесном покрове Закарпатья за 10 лет и показал, что они не могли повлиять на развитие паводка. Претензии были отклонены.
Посмотрим теперь, как планирует решать перечисленные задачи правительство. Как-то вне общественного внимания осталось заседание КМУ 2 ноября 2016 г., где Министром Т.Кутовым представлена «Интерактивная карта вырубки лесов - начало реальной реформы в лесной отрасли».
Аэрокосмическими средствами планируется мониторить соответствие фактических рубок нормативным, установленным Гослесагентством (ВО «Укргослеспроект»). В качестве примера обрабатывались снимки августа-октября 2016 г., покрывающие площадь 7881 кв.км в Закарпатье. На снимках выявлено вырубок площадью 2112.49 га, из которых 774 га не совпадают с конфигурацией и местоположением нормативных вырубок. Понятно, что по снимку одного года нельзя определить, когда вырубался лес – год назад, два или более, что делает проблематичным обращение в правоохранительные органы. Поражает другое..
На карте из презентации показаны места нормативных вырубок (без указания временного периода) площадью 33770.38 га или около 338 кв.км. И это только для Закарпатья! Остается вопрос обоснованности вырубок, а также – много это или вполне допустимо?
По данным УЦМЗР за период 1988-2000 гг. в Закарпатье исчезло около 72 кв.км (не только вырубки, но и гибель лесов) и восстановлено около 49 кв.км лесов. Сейчас планируются вырубки на площадях почти в 5 раз больших, чем было за 12 лет! И эти вырубки будут законны, а контролироваться будет только соответствие их местоположения и размера.
Большая надежда на то, что в презентацию или ее интерпретацию вкрались ошибки. Иначе, если эти нормативные рубки реализуются, будет уже как-то все равно, экспортируют ли лес-кругляк или дрова в ЕС, произведена ли мебель, доски либо что-то другое. Сюда нужно добавить и незаконные рубки, которые будут обнаружены с какой-то временной задержкой. При таких объемах вырубок отличить законное происхождение от незаконного будет весьма затруднительно.
Только прозрачность и обоснованность всех решений власти при активном участии общественности, подкрепленное детальной и доступной информацией с географической привязкой, может остановить хищническое уничтожение лесов в Украине.