В этой связи вспоминаю 1999 год, когда моя команда привлекла в управление 1,2 млн. долл. США, за которые были приобретены несколько десятков «убитых» предприятий, а через три года нашего корпоративного управления ими их капитализация составляла уже 80 млн. долл. США! И не нужно брать кредиты у международных спонсоров и печатать новые эмиссии денег. Вот почему для спасения украинской экономики в первую голову должны сейчас у нас заработать на полную мощность источники длинных денег – институты совместного инвестирования, страховые компании и негосударственные пенсионные фонды. А пока мизерные объемы пенсионных денег по большей части лежат мертвым грузом на банковских счетах НПФов, долгосрочное страхование в нашей стране вообще не развито, наконец, о сложном положении паевых и корпоративных инвестиционных фондов, находящихся под мощным административным давлением, и вовсе не приходится говорить.
А ведь длинные деньги не только особые институты, но и особая технология на рынке совместного инвестирования. Действительно, особенно в нынешних кризисных условиях решение проблем длинных денег требует комплексного подхода. Это ни какой-то единичный вопрос или воля отдельных лиц. Это целостная экономическая политика государства, направленная на создание не просто длинных денег, а именно национальных длинных денег. В такие моменты очень важно реально вести организационную работу по консолидации всех конструктивных инициатив экспертного и предпринимательского сообществ, а также законодательной и исполнительной властей. В этих целях и, прежде всего, для усиления консультативных составляющих и подготовлен проект Указа Президента Украины о создании Национального центра евроинтеграции и привлечения инвестиций.
Но пока всё говорит об отсталости нашей национальной системы привлечения как внешних, так и внутренних инвесторов. Невозможности ее поддержания в нынешнем состоянии, если мы хотим дальше развиваться, как конкурентоспособная страна. Эти факты сигнализируют и о том, что всю национальную систему совместного инвестирования надо спешно развивать, внося кардинальные изменения в сферу регулирования и стимулирования инвестиционной деятельности в Украине.
В этой связи эксперты Института развития экономики Украины подготовили ряд конструктивных предложений по реформированию украинского рынка паевых и корпоративных инвестиционных фондов с учетом наших национальных предпочтений. Причем с четким обозначением, что до такого-то периода получат развитие именно такие небанковские кредитно-финансовые учреждения, а к следующему – другие институты совместного инвестирования. И главное – мы хотим обозначить контуры будущей архитектуры украинского рынка совместного инвестирования.
При этом основным опорным документом для нас был Указ Президента Украины «О Стратегии устойчивого развития «Украина-2020», а за ориентир на мировых финансовых рынках мы брали Германию, власти которой уже озвучили, что согласно их плану к 2020 году они прогнозируют полностью избавиться от безработицы в стране. Они также стремятся максимально повысить внутренний потребительский спрос. Понятное желание. И становится ясно, что правительство Германии делает всё для того, чтобы действительно каждый их гражданин почувствовал эти изменения к лучшему.
Также наши новаторские предложения направлены именно на то, чтобы рядовой украинец почувствовал этот выход из кризиса. А наши финансовые власти пусть следят за размерами золотовалютных резервов, насколько замедлилось падение ВВП страны и т.д., то есть, отслеживая макроэкономические показатели, нельзя забывать о конкретном человеке. Поэтому совместными усилиями частных инвесторов и властей мы должны сделать так, чтобы доходы населения трансформировались в конечный спрос, что позволит остановить обвальное падение ВВП Украины. Всё это надо серьезно обсуждать и прорабатывать.