Экономика украины: время играет против нас

К сожалению, фактор времени играет против украинской экономики, т. к. разбить посуду можно за секунды, а вот потом склеивать надо будет много времени. И одно дело разговоры в Брюсселе, Минске, Милане, другое дело, когда голодные люди требуют от властей, чтобы им выплатили зарплату, пенсии и элементарно было тепло в квартирах. Будущие законодатели вряд ли будут спорить с тем, что вслед за падением инвестиций у нас сейчас экономия на зарплатах, а далее — на занятости. На улицах окажутся миллионы безработных граждан. И если события будут развиваться по нарастающей так, как в последнее время, то нас ждут еще большие волнения, беспорядки и забастовки. Не за горами и голодные бунты.

Фото: newsradio.com.ua

Более того, с такими отрицательными показателями девальвации гривны, уровнем инфляции и падением ВВП, если развязка вооруженного конфликта на востоке страны не наступит в ближайшее время, финансовое здоровье Украины может быть окончательно подорванным. Кассовый разрыв может составить до 9 млрд. долл. США, а большинство банков просто обанкротится. Плюс по заключению аналитиков немецкого Commerzbank из Украины идет существенный отток капитала, и НБУ уже не в состоянии его остановить. Словом, если мы увеличиваем стоимость кредита, то фактически мы увеличиваем и стоимость обслуживания накопленной задолженности.

И что с этим делать, в Украине никто не знает. Вот итог: если в 1991 году ВВП нашей страны достигал 90 млрд. долл. США, т. е. больше чем тогда у Польши, то сейчас по этому показателю мы отстаем от Варшавы в 4 раза (!). О чем это говорит? У нас нет национальной экономической политики. Не поэтому ли с 52 млн. человек в 1991 году мы докатились сейчас до 42 миллионов?!

Нашим законодателям осторожный подход европейцев должен импонировать. Руководство Евросоюза, двигаясь менее быстро, чем нам бы хотелось, выстраивают отношения более продуманно и осторожно. И их к этому обязывают различные структуры ЕС. Не пора ли и нашим законодательной и исполнительной властям начинать действовать не грубо с шашкой наголо, а более взвешенно, расчетливо и даже изящно. История XX века научила Европу, что всё-таки финансово-экономические отношения – это не война. Поэтому нужно действовать более продуманно. Тогда и мы, как и страны ЕС, станем для европейского рынка и для инвесторов более предсказуемыми.

Например, что сегодня беспокоит европейских инвесторов – это неопределенность. Что еще? Снижение объемов кредитования в украинскую экономику. Что дальше? Как мы ответим на эти вызовы? Прежде всего, нельзя расслабляться и, наконец-то, начинать проводить эффективную денежно-кредитную политику, не увеличивать налоговое давление на бизнес.

Особенно сейчас зарубежные инвесторы просят наши власти отработать методологические основы деятельности на нашем рынке институтов совместного инвестирования на условиях государственно-частного партнерства (в соответствии с действующим законодательством по формированию закрытых не диверсифицированных инвестиционных фондов с пропорциями 75% частный капитал и до 25% государственное участие). Бывшие наши соотечественники, которые сегодня живут за рубежом, готовы вкладывать свои деньги у нас, но чтобы в структурах было государство. А иностранцы, наоборот, хотят, чтобы участвовал частный капитал, иначе коррупционеры все разворуют.

Что еще нужно делать для улучшения общих макроэкономических показателей? К сожалению, приходится только констатировать, что сложившаяся в украинской экономике ситуация — экстраординарна. Поэтому будущим народным депутатам предлагаю, первое – пока еще не обвалился наш рынок ценных бумаг, начать передачу кредиторам, прежде всего из США и стран ЕС, пакетов акций предприятий-должников, что обеспечит приток капитала в Украину и — в перспективе — повысит прозрачность и эффективность работы этих акционерных обществ. Ведь категорически нельзя в текущей ситуации спасать активы олигархов за счет налогоплательщиков.

И второе. На законодательной основе конвертировать корпоративную внешнюю задолженность в суверенную через систему открытых торгов, на которых иностранные кредиторы могли бы обменять корпоративные долги на еврооблигации Украины с погашением в 2020-2025 годах. Эта мера сэкономила бы наши золотовалютные резервы, позволила бы высвободить существенные средства для текущих задач, и сделала бы ненужной поддержку не менее сотни предприятий и финансовых учреждений, которые на поверку могут оказаться банкротами.

Да, мы видим, что текущая ситуация в экономике Украины – очень сложная и критическая. Однако, наши люди сохраняют веру в то, что Президент Украины и новый состав депутатов ВРУ, наконец-то, перейдут от пожарных мер к упреждающей профилактике. Иначе мы и дальше будем вновь и вновь удивленно поднимать брови, поражаясь неприятной и тревожной информации, поступающей с рынка труда и с охваченного военным противостоянием востока страны.

Олександр Гончаров Олександр Гончаров , Директор Інституту розвитку економіки України
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram