Увы, но так в Украине устроены отношения власти и бизнеса, что для группы местных миллиардеров очень важно совершать какие-то действия и за это обязательно получать какую-то индульгенцию от власти. Может быть, поэтому наши олигархи так щедро и с удовольствием тратят деньги на спорт, но значительно меньше на больных детей, инвалидов и пенсионеров. Более того, спорт, по-моему, в Украине уже давно стал политической инвестицией, которая очень заметна и вызывают у граждан позитивные эмоции. Но всё же, думаю, наиболее распространен у нас в стране такой вид благотворительности, когда, например, олигархи или собственники крупного бизнеса финансово поддерживают политические партии. Не знаю, можно ли это называть благотворительностью, но формально – это так, т. к. официально они перечисляют деньги в предвыборные фонды. Это, по-моему, и есть настоящая политическая инвестиция, т. к. олигархи, таким образом, решают свои политические задачи, тесно связанные с задачами бизнеса и конкретными финансовыми вопросами.
Мне кажется, что даже само понятие «благотворительность» в Украине как-то трансформировалось. Она уже практически не предусматривает помощи конкретному пострадавшему человеку или конкретному учреждению, например, больнице или библиотеке. А вот на Западе она всё больше вырастает в такое желание, например, передать деньги на повышение уровня образования или борьбу со смертельным недугом, улучшение экологической ситуации и прочее.
В этой связи недавно от знакомого экономиста услышал такое мнение. Дескать, если владелец крупного предприятия или холдинга хочет помочь людям в это тяжелое для всей Украины время, то пусть снизит цены на свою продукцию или услуги. «Ведь фактически деньги у богатых, - говорил он, - это деньги, которые мы платим за тот или иной продукт, которым владеют богатые. Поэтому, может быть, пора уже не сдирать по несколько шкур с людей, зарабатывая сверхприбыли?!»
Откровенно говоря, назвал бы эту мысль красивой и наивной. Очень сомневаюсь, что предприниматели будут снижать цены просто из-за любви к людям. Они их будут снижать только потому, что есть конкуренция. Как по мне, то лично я не верю в то, что наши олигархи как-то нравственно смогут возвыситься над своим нынешним обликом. Зная отдельных из них, думаю - эти надежды тщетны. Однако, если у нас будет нормальное давление гражданского общества на крупных капиталистов, будут эффективно работать Антимонопольный комитет, налоговая служба и госрегуляторы, то возможно и у нас, как и в Соединенных Штатах, через определенное время также результативно заработают различные благотворительные фонды.
И всё же надо понимать, что частная благотворительность не решит чрезвычайно острых и трагичных проблем нашего государства. А решить их сможет только измененная социально-экономическая политика. Тот же мой знакомый экономист по этому поводу заметил: «По-другому не выйдет. Как нас учит история уже не существующего СССР, от своих состояний капиталисты отказывались только тогда, когда побеждала социалистическая революция». Беседуя с этим экспертом, невольно остановил себя на мысли, что сегодня в самой бедной европейской стране, охваченной пламенем протестных настроений и вооруженных конфликтов, стыдно быть очень богатым. Да и как может не быть стыдно, если вокруг тебя живет столько бедных и горем убитых людей. И как им с этим стыдом бороться? Поэтому, убежден, что благотворительность больше нужна олигархам, чем их бедным соотечественникам.
Но справедливости ради нельзя не признать, что не нужно делать всё возможное, чтобы было в Украине меньше богатых, нужно делать всё возможное, чтобы было меньше бедных. Но как это делать? Нужно пересмотреть состав и содержание корзины прожиточного минимума. Далее. Исходя из новых условий, надо пересчитать прожиточный минимум и действительно сделать его с учетом особенностей различных регионов Украины. Следующее действие. Реформа заработной платы, прежде всего, в бюджетной сфере. Дальше. Добиваться резкого повышения производительности труда. Ведь чтобы платить европейскую зарплату, придется резко и в разы поднимать производительность труда.
Наконец, как минимум в 7 – 8 раз увеличить объем сектора малого бизнеса и частного предпринимательства. Он сейчас в Украине чрезвычайно маленький. А для этого снять практически все с этого бизнеса ограничения, модифицировать налоговое законодательство в сторону увеличения стимулов и запрета необоснованных проверок. Таким образом, создавая все необходимые условия, чтобы в Украине появился мощный средний класс. Зато с бюджетниками ситуация двоякая. С одной стороны, их зарплата очень мала по европейским меркам. С другой стороны, их у нас много. Более того, у нас бюджетники по большому счету являются скрытой формой борьбы с безработицей. Недавно разговаривал с одним милицейским генералом и на вопрос: «Зачем нам столько милиции?» Он, ни сколько не смутившись, быстро и честно ответил: «Это лучше, чем они пойдут в бандиты».
Возвращаясь к нашим олигархам, следует отметить, что все они свое сверхбогатство приобрели случайно в процессе приватизации. Поэтому оно так сильно не ценится, оно даже ими не унаследовано. Поэтому откуда браться культуре потребления и истокам благотворительности?! Как то один англичанин рассказывал, что его богатый соотечественник в энном поколении построил новый большой дом и затем стал собирать мебель из старых домов. А на вопрос: «Новую мебель разве нельзя купить?» Убежденно ответил: «Нет. Настоящий аристократ не покупает мебель. Он ее наследует». Может быть, наконец-то, и наши олигархи станут наследовать примеры благотворительных инициатив американских и европейских миллиардеров?