Сейчас в Европе, да и во всем мире, ломаются старые схемы работы авиакомпаний. Классические компании осваивают лоу-кост модели и наоборот. Кстати, национальный авиаперевозчик «Международные авиалинии Украины» (МАУ) также уже несколько лет работает по схеме лоукостера. Распечатка посадочного талона теперь у них платная, питание - за отдельную плату, несколько вариантов тарифов – с багажом и без. В МАУ это называют «гибридная модель».
Для того, чтобы достойно конкурировать с классическими авиакомпаниями, европейские лоукостеры также отходят от привычных схем. Так, например, в аэропорту Франкфурта (FRA) началось строительство отдельного терминала Pier G для лоу-кост комапний. Известно, что FRA является основным узловым аэропортом для классической авиакомпании Lufthansa, яростно конкурирующей с дискаунтерами. В настоящее время на лоукостеров приходится порядка 2% объема перевозок во Франкфурте. Этим летом сюда пришел и Ryanair. Запуск нового терминала запланирован на 2020 год, он сможет принимать до 5 млн. пассажиров в год. Во время второй фазы строительства Pier G будет удлинен и объединен с первой секцией сооружаемого пассажирского терминала T3, а его пропускная способность вырастет до 7 млн. пассажиров. На третьем этапе Pier G оснастят телескопическими трапами.
В настоящее время основным аэропортом для низкотарифных перевозчиков в регионе является Франкфурт-Хан (HHN), отсюда выполняют полеты Ryanair и Wizz Air. Именно с появлением в 2002 г. в аэропорту Хан ирландского перевозчика к его названию добавился "Франкфурт", хотя в действительности аэропорт практически равноудален от Люксембурга и Франкфурта на 120 км по автодороге. В 2016 г. HHN обслужил 2,6 млн. пассажиров. Для сравнения, киевский аэропорт «Жуляны», также являющийся базовым для дискаунтеров, в 2016 году обслужил 1,13 млн. пассажиров.
Еще дальше пошла британская компания EasyJet. Следом за Ryanair дискаунтер взялся за организацию стыковок и продажу билетов на дальнемагистральные рейсы. Проект называется «Worldwide by easyJet». Теперь через сайт перевозчика можно купить билеты на рейсы других авиакомпаний. Пока к соглашению присоединились Westjet и Norwegian, в дальнейшем количество партнеров увеличится. Пока при оформлении составного перелета стыковка осуществляется через лондонский аэропорт Gatwick. В ближайшем будущем EasyJet планирует осуществлять пересадки и в других авиагаванях - например, в Амстердаме, Барселоне, Женеве, Милане и Париже. Кроме того, лоукостер начнет продавать билеты от имени небольших местных перевозчиков. Благодаря этому через сайт авиакомпании можно будет забронировать перелет, например, из Эдинбурга и Глазго на отдаленные шотландские острова. "Теперь путешественники смогут через наш сайт купить билет на трансатлантический перелет - хотя сами мы такие маршруты не обслуживаем", - рассказала Кэролайн МакКол, исполнительный директор EasyJet.
Программа, которую запустила EasyJet, стала попыткой нарастить пассажиропоток с сохранением бизнес-стратегии. Схожий подход использует и крупнейшая авиакомпания Европы Ryanair, гендиректор которой Майкл О'Лири не первый год заговаривает о налаживании собственных дальнемагистральных рейсов или организации стыковок с дальнемагистральными рейсами партнеров. Первым перевозчиком, с которым Ryanair наладила такое партнерство, стала испанская авиакомпания Air Europa. Примечательно, что О'Лири не раз анонсировал совместный проект с Norwegian.
Но вернемся к состоянию дел в Украине. За какие деньги наш соотечественник может улететь из Киева в Европу? Как я упоминал выше, МАУ работает по туристическим тарифам, например, предлагает тариф «Только ручная кладь», поэтому можно сравнить цены на билеты ведущего дискаунтера, летающего из Киева, Wizz Air и МАУ. Хочу обратить внимание, что цены в долларах США даны для билетов на прямые перелеты, которые приобретаются за месяц до вылета, и в случае с Wizz Air даны цены для членов Wizz Club (платная программа предоставления льготных цен).
Как видно из сравнительной таблицы, цены на перелет в Вильнюс и Франкфурт значительно ниже у Wizz Air, в то время, как авиабилеты в Лондон и Будапешт практически равны по цене у обоих перевозчиков.
И, все-таки, хотя охват по направлениям неплох, цены для украинцев высоки. Хочется надеяться, что в обозримом будущем здравый смысл победит. Ryanair и EasyJet все-таки выйдут на рынок Украины, и наши соотечественники получат доступ к их высокому уровню обслуживания, невысоким ценам и дальнемагистральным перелетам.