И достаточно озлоблено добавляет: «У вас единственный выход продать квартиру и сваливать отсюда, потому что вы не имеете права…». Что мы не имеем права старичок не уточняет, просто выходит из лифта. «Насчитали» действительно по пятикратному тарифу. В платежке, откуда ни возьмись, нарисовался долг в 4 тысячи. И так у большинства соседей - у кого 3, у кого 6. Логика железная – у дома долг, а годовую отчетность хочется сдать самую «красивую», да такую, чтоб затмить соседний кооператив.
Вчера звонит соседка. Смеется. Говорит: пришла выяснять, откуда в квитанции трехтысячный долг, а ей в правлении «сделали предложение, от которого невозможно отказаться»: предложили скинуть половину суммы вымышленной задолженности. «Представляешь, - говорит мне соседка, - на полном серьезе председательница предложила: «Ну, хотите, можете заплатить не три, а полторы тысячи!». Странная логика.
Эти истории не единичны.
При том, на все вопросы и аргументы в правлении дома односложно бубнят: мы правление и сами знаем, какой тариф выставлять (как хозяйничать в доме, что писать в статуте), а кому не нравится – съезжайте.
Сейчас очень модно выгонять вороватые ЖЭКи и создавать кооперативы и ОСББ. Это замечательно, что люди начинают понимать: их дом - имущество не какого-то абстрактного дяди из ЖЭКа, а принадлежит им и остальным хозяевам квартир. К своему обычно относятся бережнее, да и ЖЭК не сможет втихаря сдать подвал в аренду, скажем, под бильярдный клуб. А консьерж не скажет: «Солнышко, еще раз вернешься домой после 12 ночи, в подъезд не пущу».
Но, часто, поддавшись порыву и изгнав ЖЭК, люди создают точно такую же коммунальную контору, только теперь домом руководит не назначенный чиновник, а просто более активный сосед. К тому же не имевший опыта в коммунальном хозяйстве и ничего в этом не смыслящий. Переложив ответственность на этого соседа, жильцы вновь теряют интерес к коммунальному вопросу.
Очень зря. В правлении быстро замечают: на заседания никто не ходит и можно любое решение принять, не спрашивая мнения остальных. Логика проста: жильцы сами виноваты, надо было ходить на собрания.
Если мелочи сходят с рук, то очень скоро у правления может «слететь крыша»: им начнет казаться, что не дом принадлежит собственникам квартир, а собственники вместе со своим жильем – дому, и членам правления, как представителям дома.
Не знаю как у вас, но у меня в доме произошла именно такая история. Теперь с председателем и комендантом общаться очень трудно. Фразы «не ваше дело, мы сами знаем», «не нравится - выселяйтесь», «это не ваша квартира, а собственность всего кооператива» - обычная история в разговоре с любым из представителей правления. Конечно, грубость и самодурство не причиняют никакого вреда (разве что отнимают время), но могут быть и более печальные последствия. Как, например, по адресу Десятинная, 13: ОСМД разрешило «прилепить» мансарду к трехэтажному домику, которому недавно стукнуло 115 лет. Тем, кто «забил» на собрание остается только кусать локти, да уповать: дом не развалится, когда в него будут вбивать сваи. А ведь и, правда: никто не мешал прийти и проголосовать против пристройки.
Регулярно интересоваться деятельностью вашего ОСМД или ЖСК советуют и в КП «Главный информационно-вычислительный центр» (именно это КП занимается вычислением тарифов и рассылает платежки). «Если правление выписывает счета самостоятельно, мы не можем гарантировать, что выплачиваемые жильцами деньги действительно дошли до «Киевводоканала» или «Киевэнерго», а не пропали где-то по дороге», - рассказал Lb.ua директор КП Станислав Каплуненко. Он напомнил, что нужно собирать оригиналы всех платежек, проверять правильность начисленных тарифов и не ждать, что бухгалтерия дома будет делать свою работу на совесть.
Похоже, если нет желания заниматься коммунальными вопросами, то нет никакой разницы, кто руководит в твоем доме. Нарваться на халатность или воровство можно и в ЖЭКе и в ОСМД.