Как это технически происходит?
Асики подключают к пулу таких же майнеров и раз в некоторое время владелец оборудования получает вознаграждение от сети. Сейчас это 12,5 биткоинов каждые 10 минут. Снижение награды происходит каждые 4 года. Как раз через несколько дней это произойдет в третий раз (прошлые были в 2012 и 2016 годах) и награда будет снижена вдвое, до 6,25 биткоинов. Награда не зависит от количества и мощности майнеров, она делится на всех пропорционально. Для того, чтобы это правило соблюдалось, есть сложность добычи, которая подстраивается раз в 2 недели под мощность сети. Если майнеров стало больше и они стали добывать новый блок на 1 минуту быстрее (вместо 10 минут за 9), то при следующем пересчете сложность увеличится на 10%, чтобы компенсировать рост мощности.
Как из энергии извлекать деньги
Полученные монеты можно продать на бирже и вывести в фиатную валюту (доллары, гривны) или отложить.
Это уже делают в других странах? И как? Прям на уровне государства?
Больше всего майнеров в Китае, также их много в США, России, Швеции, Грузии, Канаде, Казахстане и многих других странах. Говорят, даже Северная Корея майнит биткоины, сжигая уголь, который они из-за санкций не могут продать. Официально биткоин не майнит ни одно государство в мире, всеми фермами владеет бизнес.
Чем ниже цена электроэнергии и прохладнее климат - тем лучше для добычи битокинов.
По оценкам университета Кембриджа, биткоин-майнеры потребляют до 18 ГВт.
На 31 декабря 2016 установленная мощность электростанций ОЭС Украины составляет 55,3 ГВт
Действующие энергоблоки украинских АЭС производят приблзиительно такой объем энергии, которого хватит на весь мировой майнинг биткоина.
А в Украине это законно? Разве наше законодательство предусматривает подобное?
В Украине нет прямого запрета на подобный бизнес, а это значит, что он разрешен.
В то же время есть разные точки зрения на то, чем считать криптовалюту с юридической точки зрения и это приводит к сложностям в работе с банками, которые боятся санкций Нацбанка и отказывают в таких операциях. При этом в большинстве развитых стран биткоин и другие криптовалюты можно без проблем купить и продать на известных биржах за доллары, евро и другие валюты.
Теоретически, если бы Энергоатом купил майнеры, начал добывать криптовалюту и продавать на крупных биржах, это было бы просто организовать, так как процесс ничем не отличался бы от продажи металла или зерна на экспорт. Например, госпредприятие или его представитель продает биткоин на бирже за евро, а валюта перечисляется на европейский или украинский счет Энергоатома. Но до сих пор в мире ни одна госкомпания такого еще не делала.
Почему предложение министра вызвало такую реакцию? Оно вообще реализуемо в наших условиях или нет?
Теоретически реализовать такой проект достаточно просто - построить ферму на 100 МВт займет 6-12 месяцев и около 100 миллионов долларов.
На практике может возникнуть множество проблем.
Во-первых, использовать майнинг, как маневровые мощности бессмысленно. Оборудование должно работать непрырывно, 24/7. Так как мощность сети постоянно растет, оборудование быстро устаревает. А чтобы загрузить 1 гигаватт (один современный энегроблок АЭС) нужно потратить уже 1 миллиард долларов на оборудование, а его еще нужно произвести, доставить, установить. Срок окупаемости может составить год-два, но у государства таких денег как всегда не будет, поэтому логичнее приглашать бизнес.
Возникает вопрос, по какой цене продавать электроэнергию бизнесу? Если 30 коп/квт (себестоимость на АЭС), то это будет нерыночное преимущество для одного вида бизнеса (сейчас тарифы в разы выше), а если значительно дороже, по действующим коммерческим тарифам, то это будет невыгодно, в Китае/США/Канаде/Грузии условия привлекательнее. И там не было рейдов местных спецслужб на фермы с обвинениями в терроризме, как в Украине. В том числе поэтому наша страна потеряла лидерство в майнинге в 14 году в пользу Грузии, куда переехала крупнейшая компания-майнер на то время.
Текущий кризис с энергетикой связан с резким падением спроса и остановкой предприятия из-за карантина. Из-за чего было принято решение снижать производство самой дешевой атомной (государственной) и альтернативной энергетикой, но почему-то устаревшая и неэкологичная тепловая генерация продолжает работать. (Крупнейшая доля тепловой генерации принадлежит ДТЭК Рината Ахметова).
Есть значительная вероятность того, что потребление электроэнергии начнет восстанавливаться и в результате невозможно точно предсказать какой объем электроэнергии будет свободным через 3, 6 или 12 месяцев. Соответственно инвестор не может получить гарантии что он получит электроэнергию по той же стабильной цене, если у государства опять что-то изменится, как уже изменилось недавно для производителей солнечной и ветряной энергетики, когда изменили зеленый тариф.
Ну и в заключение хочется сказать, что государство - всегда самый неэффективный собственник из всех возможных. Но если "Укрбіткоїнвидобування" всё-таки будет создано, это будет золотая жила. В прямом и переносном смысле.