Прежде всего, обращает на себя внимание возобновление, после шестилетнего перерыва, переговорного процесса по урегулированию молдово-приднестровских отношений. И хотя Министр иностранных дел ПМР Нина Штански уверенно заявляла о достижении важных компромиссов, очевидно, что встреча в формате 5+2 скорее продемонстрировала интерес к проблеме, нежели ее компромиссное решение. Об этом свидетельствует и позиция Президента ПМР Евгения Шевчука: «если Кишинев не сделает встречных шагов и предпочтет тактику экономического подавления, мирные переговоры обернутся конфликтным взаимодействием». Эта позиция была озвучена в Ирландии.
Последующие события показывают, что, вероятнее всего, вопрос Приднестровья нашел решение несколько в иной плоскости. 17 февраля парламент Молдавии принял в первом чтении законопроект, предусматривающий, что до 2015 года Молдавия потратит более $240 млн. на закупку военных самолетов и вертолетов для обеспечения безопасности своего воздушного пространства. Представлявший проект министр обороны Виталий Маринуца пояснил, что для борьбы с незаконным проникновением в воздушное пространство Молдавии Минобороны нуждается в самолетах и вертолетах, а также "средствах перехвата".
Для более четкого понимания ситуации достаточно привести прямую речь Главы Комитета госбезопасности ПМР Владислава Финагина: "Это, безусловно, давление на миротворческий процесс, на Россию. Мы можем противостоять тем силам, которые сегодня есть у Молдавии, у нас есть эффективные ПВО, но когда она закупит новое вооружение, то наше небо будет полностью контролироваться молдавскими военными. У России в Приднестровье есть чем противостоять молдаванам и в небе, но будет ли решение использовать такую возможность? Скорее то, что происходит, — это попытка давления. Но для нас это представляет опасность" Он также отметил, что у Молдавии нет денег на покупку самолетов и вертолетов, но предположил, что Кишинев уже заручился обещаниями в финансовой помощи "со стороны стран НАТО, не исключено, что Румынии".
Все эти события вызвали серьезную обеспокоенность у всех заинтересованных сторон, кроме Украины. А ведь если перевести все эти монологи и заявления на язык рядового обывателя, означает, что несогласованное с Молдавией появление в воздушном пространстве непризнанной Приднестровско-Молдавской республики любого воздушного судна приведет к его уничтожению.
Возможно это был обычный обмен любезностями перед началом переговоров? Дальнейшие события показывают, что ситуация в Приднестровье становится угрожающей. На 3 марта 2012 года запланировано первое совместное заседание правительств Румынии и Молдовы, но уже сегодня в молдавских СМИ обнародована информация о создании Совета объединения, который провозгласил целью слияние Молдовы и Румынии в одно государство.
Декларацию о создании совета подписали около 70 человек, она открыта для присоединения новых сторонников. В числе подписавших - бывшие премьер-министр Мирча Друк, бывший председатель парламента Александру Мошану, несколько десятков бывших депутатов парламента, лидеры партий, писатели, журналисты, деятели культуры, бизнесмены как из Молдовы, так и из Румынии.
Что стоит за этими заявлениями - меркантильный интерес, долги молдавских чиновников перед Румынией, уничтожение Молдовы как государства, передел границ или начало нового регионального вооруженного конфликта? На многие вопросы уже есть как ответы, так и механизмы их решения. В свое время мы обращали внимание украинских властей на необходимость занятия более активной позиции в этом регионе и предлагали конструктивные механизмы решения. Но местечковость мышления украинского руководства не позволяет надеяться на самостоятельную позицию государства в этом вопросе. Сегодня необходимо срочное реагирование на создавшуюся ситуацию. Начать активные многосторонние переговоры и не только с РФ, а прежде всего с Молдовой и Румынией.
Аннексия непризнанной ПМР приведет началу нового вооруженного конфликта, в который будут вовлечены не только РФ, Молдавия, Румыния, США, но и, безусловно, Украина со своими слабыми вооруженными силами и, к сожалению, слабыми военачальниками. Не сложно предсказать, что результатом такого конфликта станет потеря Украиной значительных территорий на юго-западном направлении.