ГлавнаяБлогиБлог Юрія Огірчука

Вали на "маленьких"

Пожалуй, одним из наиболее резонансных событий ушедшего лета могло стать появление в конце июля в лентах ведущих информагентств Украины выдержек из обращения кременчугской «Укртатнафты» в адрес министра финансов. Все бы ничего, однако, как выяснилось позже, документ официально с предприятия не выходил, т.е. - сфальсифицирован. Несмотря на все это, тезисы, изложенные в «псевдо-обращении», актуальны как никогда.  На фоне попыток чиновничьего аппарата «пересчитать» экспорт и громогласных заявлений о том, что все беды нашего рынка происходят от деятельности мини-НПЗ, истинные авторы документа, оформили его как «крик души крупных переработчиков», что выглядит не иначе, как очередная попытка поставить картину действительности современного топливного рынка Украины «с головы на ноги». Обо всем этом пишет нефтяное обозрение "Терминал"…

Итак, начнем с главного. В конце июля в новостийной ленте ИА «Интерфакс-Украина» появилось сообщение, согласно которому ПАО «Укртатнафта» направило письмо в Министерство финансов с просьбой пресечь работу схем по контрабандному ввозу нефтепродуктов в страну. Согласно выдержкам из документа, руководство предприятия просило министра «немедленно вмешаться в ситуацию и инициировать перед правительством создание межведомственной рабочей группы под вашим председательством с привлечением руководства Минэнергоугля, Миндоходов, СБУ, МВД с целью выявления и всестороннего расследования фактов уклонения от уплаты налогов при импорте нефтепродуктов предприятиями, опосредованно контролируемыми Сергеем Курченко». Да, тема не нова, и подобные заявления делались ранее, в частности и депутатом от «Свободы» Ю.Сиротюком. Однако отнедавна четко проявился конфликт корпоративных интересов на рынке, который уверенно стремиться к монополизации. И это действительно мог бы быть уже крик о помощи, если хотите – крик души … Но не все так просто, как виделось ранее. Буквально на следующий день сектор по связям с общественностью ПАО «Укртатнафта» рассылает сообщение, в котором опровергает всю информацию о том, что компания «якобы обращалась с письмами в госструктуры по поводу ситуации на рынке нефтепродуктов Украины». Более того, в компании заявили, что данная информация не соответствует действительности и наносит ущерб ее репутации (!).

В данной связи возникает резонный вопрос – кто заинтересован в фальсификации подобных писем, и кому выгодно столкнуть лбами собственников «Укртатнафты» и бизнес-группу С.Курченко? Или же компания-переработчик элементарно включила «задний ход» под давлением известных обстоятельств? Сегодня уже не важно, был ли настоящим инициатором обращения, г-н Коломойский, который вроде бы и не прочь идти на диалог с «юным дарованием», или же им был г-н Ярославский, явно имеющий целую обойму вопросов к г-ну Курченко после недавнего «харьковского передела». Как бы то ни было, а пока других претендентов на роль адвокатов единственного крупного переработчика в стране не видно. Тем не менее, «птичка вылетела», и это явно на руку определенному кругу лиц из числа власть предержащих и к ним приближенных.

Стержнем «псевдо-обращения», которое, даже несмотря на свою нынешнюю «бесхозность», наделало немало шуму, является утверждение о том, что на топливном рынке Украины развернула активную деятельность «преступная группировка», использующая схемы псевдотранзита и псевдоэкспорта нефтепродуктов. Как следует из документа, применение таких контрабандных схем невозможно без прикрытия и непосредственного участия высших должностных лиц Миндоходов и правоохранительных органов. Вы спросите, почему эта информация появилась только сейчас? И будете абсолютно правы! Все дело в том, что адекватной реакции с Печерских холмов на усугубляющуюся и вопиющую ситуацию с выплатой налогов при поставках топлива в страну, увы, не последовало. Наоборот, чиновники начали потихоньку «затирать» тему, проводя то пересчет всего украинского топливного экспорта, за которым прячется большая доля контрабанды на нашем рынке, то, перекладывая вину за проблемную ситуацию на рынке на деятельность мини-НПЗ.

В частности, в Министерстве доходов и сборов, уходя от проблемы засилья контрабанды, объясняют наличествующий дисбаланс в статистике поступления и потребления топлива именно работой маломощных НПЗ. Да, действительно, на нашем рынке наблюдается явная нестыковка в части существенно сократившихся объемов импорта нефтепродуктов и их производства с не столь стремительным падением объемов потребления. При этом власть не нашла ничего лучшего, нежели разыграть сценарий, аналогичный тому, который имел место в недавнем использовании неведомо откуда возникшего Киевского клуба автомобилистов в деле продвижения в массы идеи о необходимости проверок качества топлива на таможне. Так, мало кому ранее известная «аналитическая группа» Da Vinci AG заявила, что «в Украине насчитывается 137 мини-заводов, выпускающих топливо низкого качества». По данным этих «экспертов», доля нефтепродуктов, произведенных этими предприятиями, составляет порядка 15-17% всего рынка страны. Откровенно подыгрывая заинтересованным чиновникам, глава группы Анатолий Баронин утверждает, что общий объем недопоступления акцизов от деятельности мини-НПЗ на территории страны составляет порядка 125 млн. грн ежемесячно. По его словам, это оказывает серьезное негативное влияние на украинский «рынок качества нефтепродуктов»…

Более того, откровенно «заметая следы», Министерство доходов и сборов недавно пересмотрело и статистику экспорта нефтепродуктов из Украины (по коду ТНВЭД 2710) в сторону его заметного сокращения. Так, согласно данным ведомства, в первом полугодии 2013 года страна поставила на экспорт нефтепродукты общей стоимостью $348,618 млн. При этом, статистика по экспорту нефтепродуктов от Государственной таможенной службы, правопреемником которой является именно Миндоходов, только лишь за четыре месяца текущего года свидетельствовала, что Украина экспортировала нефтепродукты на сумму в два раза больше - $742,559 млн. Примечательно, что только лишь статистика по поставкам в экзотический Белиз была уменьшена в шесть раз. Напомним, что по данным экспертов, фиктивные поставки именно в эту страну с численностью населения немногим более 266 тыс. человек, продолжают служить прикрытием для львиной доли контрабанды, поступающей на наш рынок.

А тем временем ситуация достигла критической черты и негативная динамика поступления налогов с импорта нефтепродуктов уже представляет существенную угрозу национальной безопасности. Ведь по данным Минфина, из-за работы подобных схем ввоза автобензинов только за четыре месяца 2013 года бюджет недополучил свыше 2 млрд. грн налогов, а к концу года недосчитается более 7 млрд. грн. Математика при этом довольно проста, ведь по оценкам экспертов, нелегальные импортеры бензина получают преимущество в более чем 4 грн. на литре за счет уклонения от уплаты акциза и НДС…

Как бы то ни было, а данные официальной статистики, свидетельствующие о значительном теневом сегменте на нашем рынке нефтепродуктов, красноречиво подтверждают выводы экспертов. В данной связи заслуживает внимания мнение директора специальных проектов НТЦ «Психея» Г.Рябцева, который говорит, что сегодня на рынке неизвестно откуда ежегодно появляется порядка 1,5 млн. т топлива, однако, что это и откуда - выяснить не реально. Согласитесь, что в наших условиях это вовсе не удивительно…

 

 

Юрій Огірчук Юрій Огірчук , Аналітик розвитку паливного ринку
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram