Все ныне происходящее, чем дальше, тем больше напоминает элементарное «выбивание» конкурентов из наиболее привлекательных секторов отечественной нефтянки. После спорного поручения премьера главе Министерства доходов и сборов, которое вызвало целый шквал экспертных комментариев и авторитетных заявлений, а также ряда новых событий вокруг главного «виновника торжества» - группы ВЕТЭК, перспективы украинского рынка нефтепродуктов выглядят все более печальными. По крайней мере, для его нынешних ключевых игроков и миллионов рядовых украинцев…
Так, недавно стало известно, что окружение Сергея Курченко, которого не беспочвенно связывают с семьей президента Виктора Януковича, присматривает себе несколько банковских учреждений. Кроме всего прочего группа будет торговать государственной нефтью - конкурс по отбору биржи, которая в 2013 году будет продавать с аукционов нефть, конденсат и сжиженный газ государственных компаний, выиграла Первая независимая биржа, которая принадлежит двум ООО – «Энергорынок» и «Газ Украина-2020». Не менее интересно и то, что ВЕТЭК ведет переговоры о приобретении у «Газпрома» около 5 млрд. кубометров газа в год. При этом общие объемы импорта российского газа не увеличатся - компания заберет на себя часть объемов «Нафтогаза». И это не вызывает никаких возражений у высшего руководства страны! По крайней мере, вице-премьер Юрий Бойко считает что «если ВЕТЭК сочтет экономически оправданным, то сможет начать импорт газа из России», добавив, что «правительство не возражает»…
Таким образом, с течением времени и появлением все новых и новых победных реляций о достижениях «молодого дарования» в лице Сергея Курченко и возглавляемой им группы компаний, этот рыночный феномен превращается в глазах большинства интересующихся наблюдателей в украинский аналог построения семейного бизнеса «поздним» Борисом Ельциным. В роли финансового якоря семьи и тихой гавани последнего «российского демократа», как помним, выступали компании, объединенные деловым гением также в определенной степени «вундеркинда» - Романа Абрамовича, который, при поддержке российских государственных структур, умело выстроил «свою» бизнес-империю, оперирующую миллиардными суммами.
Тем временем, по истечении месяца после памятного поручения Николая Яновича г-ну Колобову и незамедлительной реакции последнего все четче проступает истинная канва подобных инициатив. В свете последних заявлений компании «Ромпетрол Украина» уже не возникает никаких сомнений, что ГК ВЕТЭК абсолютно не приемлет открытой конкуренции в регионе своего наиблагоприятнейшего присутствия – на юге страны. Все бы ничего, однако, обещания уже в скором времени обеспечить за счет загрузки производственных мощностей Одесского НПЗ поставку на рынок до 100 тыс. т нефтепродуктов в месяц, что без малого составляет 10% его общего объема, выглядят не более чем фарс, поскольку схема поставок нефтяного сырья на предприятие еще не утверждена.
В данной связи, недавние проблемы у «Ромпетрол» с таможенной очисткой топлива в Херсоне выглядят не иначе, как реализация намерений поломать диверсифицированную схему поставок топлива на наш рынок с дальнейшим его переформатированием путем получения дополнительных рычагов, позволяющих без особых усилий останавливать на экономической границе страны любые партии импортируемого топлива. Последнее же является наиболее действенным способом устранения конкурентов с дальнейшим занятием освободившейся рыночной ниши. При этом нынешние «кукловоды» достигают сразу нескольких целей – денежные потоки усиливаются и перенаправляются в нужном направлении, а рынок становится «управляемым и прогнозируемым».
Относительно главного виновника продолжающихся пертурбаций на рынке нефтепродуктов с нами полностью согласен и народный депутат, член профильного парламентского комитета Игорь Васюник, который также считает инициативу Н.Азарова по проверке качества топлива на таможне откровенным лоббизмом. «На рынке нефтепродуктов сейчас лишь один крупный лоббист – это группа ВЕТЭК и Курченко. Практически все трейдеры импортируют топливо через него», – говорит парламентарий. Кроме всего прочего, по мнению большинства экспертов, в качестве ситуативного партнера «молодого да раннего» выступает и группа «Приват» Игоря Коломойского.
При этом попытки поставить заслон качественному импорту в угоду внутреннему производителю вызывают искреннее недоумение специалистов. А все потому, что модернизация украинских НПЗ стоит сотни миллионов долларов каждая. И именно это является причиной постоянного продления стандартов топлива, существовавших без изменения довольно длительный период времени, и ведёт к дальнейшему падению качества реализуемого в Украине топлива. «Гораздо проще лоббировать вопрос о продлении стандартов прошлого тысячелетия и дальше снабжать Украину всякой «мелясой», которая с трудом может классифицироваться как моторное топливо. И государство в этом вопросе не выдержано. Заводы остановились не потому что их импорт давил, а из-за неспособности производить высококачественное топливо... А импорт начал расти, потому что заводы вынуждены были так поступать по экономическим причинам», - считает президент отраслевой ассоциации Л. Косянчук.
По словам же генерального директора компании «БНК-Украина» Виталия Калугина, практически все трейдеры заинтересованы в том, чтобы была создана всеобъемлющая система контроля качества от момента входа любых нефтепродуктов на территорию Украины и до момента, когда этот продукт попадает в бензобак потребителя, чтобы эта система работала во всех сегментах этого отраслевого рынка.
В данной связи отраслевая ассоциация призывает премьер-министра Украины Н. Азарова, вместо ненужной возни с контролем качества топлива на границе, поручить Госпотребинспекции усилить контроль качества топлива на внутреннем рынке и увеличить финансирование проверок из госбюджета. По мнению нефтетрейдеров, помимо борьбы с контрабандой, правительству необходимо установить жесткий контроль над поставками нефти и отгрузкой нефтепродуктов с украинских НПЗ. Сегодня такой контроль отсутствует, что и привело к разрастанию неких давальческих схем, налоговая «прозрачность» которых вызывает большие сомнения.
Однако г-да Арбузов и Клименко пока больше ориентированы на усиление контроля над легальным топливом, - поделился мнением анонимный источник в Кабмине, а высокая коррупционная составляющая в таможенных органах может нивелировать эффект от любых проверок на границе…