Закон о ЖКХ нарушает Конституцию Украины?

Законодательством установлено право частной собственности на жилье. А оно предполагает, что каждый собственник имеет полное право, по своему выбору и желанию, владеть, распоряжаться и пользоваться этой самой собственностью. Права собственности закрепляются на Конституционном уровне. Так, статья 41 Конституции Украины прямо устанавливает: «Каждый имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, результатами своей интеллектуальной, творческой деятельности. Право частной собственности приобретается в порядке, определенном законом. Граждане для удовлетворения своих потребностей могут пользоваться объектами права государственной и коммунальной собственности в соответствии с законом». Статья 42 Конституции усиливает это положение и закрепляет гарантию защиты интересов украинцев от недобросовестных действий бизнеса, монополизма и нечестной конкуренции: «Не допускаются злоупотребления монопольным положением на рынке, неправомерное ограничение конкуренции и недобросовестная конкуренция. Виды и пределы монополии определяются законом. Государство защищает права потребителей, осуществляет контроль за качеством и безопасностью продукции и всех видов услуг и работ, содействует деятельности общественных организаций потребителей».

Фото: Предоставлено автором

Провозглашена свобода договора, когда каждый субъект права имеет право заключать или не заключать любой хозяйственный договор с другим субъектом права на взаимовыгодных условиях. Это положение последовательно проводится в нормах Гражданского и Хозяйственного кодексов Украины. Думаю, что изменилось и само отношение людей к собственным потребностям и к собственному выбору. Мало кто из нас соглашается на какие-то навязанные нам условия. Мы хотим жить так, как хотим. Кому-то нравится, чтобы в квартире было теплее, кому-то – прохладнее. А кто-то, вообще, любит сидеть у камина с дровами….

О недовольстве нашими гражданами ситуацией в ЖКХ говорят и социологические опросы. Так, 14% украинцев считают, что низкое качество предоставляемых услуг или полное их отсутствие является для них поводом вовремя не платить по счетам за услуги ЖКХ. 37% наших сограждан считают, что услуги по поставке тепловой энергии не качественные, а счета за нее, - огромные. При этом, для 58% украинцев, расходы на оплату услуг ЖКХ превосходят 30% семейного бюджета.

Законодательство о поставке коммунальных услуг же остается еще, по сути, советским, не учитывающим эти и многие другие изменения в жизни украинцев. Оно идет навстречу интересам коммунальным гигантам-монополиям, ограничивая конституционные права наших сограждан. О чем конкретно идет речь?

Поставщики тепла нарушают Конституцию

О том, что лицо, проживающее в многоквартирном доме, подключенном к централизованной системе теплоснабжения, обязано оплачивать полученную тепловую энергию, независимо от своего желания ею пользоваться и в том объеме, который поставляется ему. Получается так, что собственник жилья в многоквартирном доме лишен возможности установить автономное отопление, изменять количество потребляемой тепловой энергии или вообще отказаться от отопления. К тому же, даже если человек, временно не проживает в квартире, он имеет возможность прекратить потребление электрической энергии, газа и воды, однако, но тепловую энергию, в любом случае он должен оплатить в полном размере.

В настоящее время, закон все-таки предусматривает возможность отказа всех жильцов многоквартирного дома от поставок тепловой энергии. Но, именно, всех и по согласованию со специальной комиссией, создаваемой органом местного самоуправления и поставщиком услуги. Мы видим снова, что интересы монополиста, а не гражданина, защищаются законом в большей степени. Такая ситуация, снова же, противоречит Основному Закону нашей страны, а именно, положению части третьей статьи 13 Конституции Украины о том, что «Все субъекты права собственности равны перед законом».

Почти все мы сталкиваемся с ситуацией, когда, хотя бы несколько дней за зиму, температура в наших квартирах заставляет ходить в них чуть ли не в пальто, когда по несколько месяцев приходится ждать летом горячую воду из крана. Значительное число обращений моих избирателей как раз связано с некачественными поставками тепловой энергии, ростом тарифов на нее. О каком росте тарифов можно вести речь при таком качестве поставок? Обещания же ремонта теплосетей, их модернизации, каждый год мы слышим от поставщиков, но все остается по-старому. В ситуации же резкого падения уровня доходов большинства украинцев, когда тарифы на поставку тепла начинают занимать значительную долю семейного (и так, скудного) дохода, многие начинают задумываться о необходимости использования таких «услуг». Тем более, современные устройства автономного теплоснабжения, сейчас стоят меньше, чем средний украинец платит за теплоснабжение (достаточно качественный, функциональный и надежный прибор для городской квартиры можно купить даже за 4-5 тысяч гривен).

Необходимость внесения изменений в закон, по моему мнению, связана и с тем, что все в Украине активно развивается отрасль альтернативной энергетики, проводится реформа местного самоуправления. Сейчас, 24% опрошенных социологами людей имеют в своем жилье автономные системы отопления. Проводимые же реформы, уже через 5-10 лет сделают обыденной реальностью полностью энергонезависимые дома, выработку и потребление различных видов энергии будут определять сами их жильцы, а не компании-монстры. Закон же уже сейчас должен стимулировать позитивные тенденции развития нашей страны, устранять препятствия для них, а не консервировать заведомо неэффективные схемы хозяйствования, к тому же, основанные на нарушении Конституции Украины и законных прав и интересов ее граждан.

Я считаю необходимым воспользоваться своим правом законодательной инициативы и внести на рассмотрение Верховной Рады Украины законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «О жилищно-коммунальных услугах »относительно права на отказ от услуги поставки тепловой энергии». Он предусматривает право собственника квартиры отказаться от данной услуги, подав поставщику соответствующее заявление. Если квартира принадлежит нескольким лицам, то заявление подписывается всеми ее совладельцами. Считаю важным не просто закрепить такое право собственников жилья, но и установить, именно в законе, конкретную процедуру его реализации.

Получив заявление, исполнитель услуги должен в течение месяца бесплатно разработать технические условия и проект отключения. Такие условия не могут включать в себя работы за пределами квартиры потребителя. Как правило, они будут предусматривать работы по отделению внутриквартирной сети от сети централизованного теплоснабжения, установку соответствующих трубопроводов с целью обеспечения прохождения тепловой энергии в квартиры, которые продолжают пользоваться услугой. Учитывая интересы соседей, считаю, необходимым предусмотреть положение о том, что работы по отключению от централизованной сети необходимо проводить лишь в летние месяцы.

Необходимо также предусмотреть, что все необходимые работы должны быть выполнены исполнителем в каждой из квартир, в срок не более одного рабочего дня. После их завершения, работы принимаются комиссией из представителей поставщика услуги и соседей. Проверив качество исполнения работ, комиссия составляет соответствующий акт, который является юридическим основанием расторжения договора поставки услуги.

Учитывая частые случаи пренебрежительного отношения поставщиков коммунальных услуг к обращениям гражданам, считаю необходимым предусмотреть в законе ответственность исполнителя услуги за умышленное затягивание процедуры отключения. Эта ответственность будет заключаться в освобождении потребителя от оплаты услуги с момента подачи им заявления об отключении, а также в выплате ему штрафа за каждый день просрочки исполнения работ, после 45 дня с момента подачи заявления. Считаю необоснованной и позицию поставщиков, которые не очень активно возражают против моего законопроекта по существу, но категорично высказываются против финансовых санкций. Отказ от санкций приведет к невыполнению поставщиками соответствующих положений закона и к сохранению порочной традиции, при которой потребитель оплачивает, не представлены ему услуги, а все расходы, в том числе нерациональные, указанных субъектов хозяйствования. Считаю также необходимым предусмотреть в законе положение о том, что запрещается повышение тарифов на соответствующие услуги в течение одного года, после вступления в силу новой редакции закона.

Естественно, что отказ собственника квартиры от услуги централизованной поставки тепловой энергии, не освобождает его от оплаты услуги по отоплению помещений общего пользования.

Считаю, что принятие законопроекта позволит, с одной стороны, в большей мере защитить конституционные права украинцев, сделать еще один шаг в повышении уровня их жизни и благополучия, активнее преодолевать остатки неэффективной советской системы и существующие практики монополизма и коррупции; а с другой, создаст новые правовые основания для реализации прав и свобод украинцев, экономического развития нашей страны.

Юрій Одарченко Юрій Одарченко , Народний депутат України
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram