Наблюдая за очередной избирательной кампанией в Херсоне и Украине, всё никак не мог взять в толк – а за что мне их выбирать? Абсолютно все на одно лицо, говорят одинаковые слова, с одинаковым выражением. Смотрит на них народ, или как сейчас принято говорить электорат, с тоской и обречённостью, и думает – вот ещё один из тех, что «не гудуть». Но ведь мы воспитаны ещё Советским союзом – голосовать обязательно надо. Ну хоть за кого, а проголосую. Знаю, что будет такой же как и прежние, знаю что делать будет то же самое, в смысле ничего не делать, а голосовать всё-таки пойду. Потому что привычка – неистребимая, многолетняя.
Почему же такая безысходность? Ну вот возьмём Херсон с победившим кандидатом БЮТ. Все сейчас лихорадочно друг с другом договариваются. Все что-то себе выторговывают, оговаривают, меняются. Мол я тебе поддержку на сессии, а ты мне – участок на зелёной зоне, разрешение на магазин или кабак в парке, а то и под виллу на городской набережной. Знакомо?
С губернаторами – абсолютно то же самое. Как минимум человек пять уже со всех сторон обмазывают себя мылом, чтобы пролезть туда, где дают «добро» и назначают. Один обещает весь песок в области гнать на Крым через тех, кто назначает, другой – всё морское побережье забрать у тех, кто уже взял, и перераспределить. Третий… Впрочем, нет нужды перечислять.Опять «Семья».
Но к сожалению, от Херсона после всех этих межпартийных дерибанов, передерибанов, раздерибанов уже остались рожки да ножки.
Напомним.
Промышленность.
Ордена Трудового красного знамени херсонский комбайновый имени завод имени Петровского, затем ООО «Херсонские комбайны», затем – ООО НПО «ХМЗ». В 150 стран мира экспортировалась 70 видов продукции, 14 000 трудовой коллектив. Сегодня, согласно докладных заводских специалистов (имеются в наличии, как и фото и видеодокументы) – это реально развалины.
Всё вырезано, вывезено как металлолом, почти все пролёты раскрыты, фермы сняты, а покрасочный конвейер идёт по…улице. О каком качестве может идти речь? Согласно докладной руководства СБУ на имя губернатора Николая Костяка, с территории завода вывезено и сдано в металлолом всё, даже уникальные штампы и пресс-формы. Для изготовления жаток – самой высоколиквидной продукции.
Сегодня вся социальная сфера продана, есть «агитплощадка», где шлёпают несколько образцово – показательных комбайнов в год. В стадии банкротства много лет, все проходные наглухо заколочены. Губернатор Николай Костяк о такой работе сказал на коллегии ярко и хлёстко: «Пан склепав». Даже на поля они не могли доехать своим ходом. С полдороги их везли на платформах.
ХСЗ. Ветераны пишут Януковичу о том, что ХСЗ сегодня – это миф, фирма «Рога и копыта». Что вместо 13 построенных «под ключ», по полному циклу океанских гигантов – лихтеровозов класса «Алексей Косыгин», «Индира Ганди», как это было при легендарном Заботине, нынче едва клепают одно «потёмкинское корыто» в год.
Водоизмещением 6000 тонн, то есть практически самоходную баржу. Почему корыто – потому что, прошу отметить, только корпус. Который затем, заткнув чопиком отверстие для гребного вала, буксируют на достройку в Норвегию, Польшу или Турцию.
Когда Янукович приезжал с визитом, на предприятии не нашлось ни одного помещения, чтобы его принять – оттого поставили во дворе огромную палатку. Развалины цехов завесили маскировочной сеткой, а журналистов привезли на завод в автобусе с зашторенными окнами, загнали в помещение с зашторенными окнами, репортаж смотрели по ТВ, и так же тайно увезли.
Легендарная швейная фабрика «Большевичка», затем «Красень». 1300 рабочих, третий по величине плательщик налогов в бюджет, отправлявшая продукцию на экспорт. Ещё пару лет назад работала полным ходом на экспорт. Сейчас готовятся документы для перестройки под торгово-развлекательный центр.
Там же рядом были производственные фабрики слепых. Сейчас на месте одной – двухэтажный ресторан, прямо напротив Свято – Духовского собора. Вторая ещё как бы есть, но посягательства не прекращаются.
Почти не работают докостроительный завод «Паллада», завод карданных валов, полупроводниковый завод. Электромаш вроде бы работает, но выглядит как Дом Павлова в Сталинграде. Если это нормально работающее предприятие, то я – арабский шейх.
ХБК. Крупнейшее некогда в Европе предприятие. С коллективом в 25 000 работающих. В год выпускал продукции столько, что им можно было три раза обмотать земной шар. Сегодня там частично ТРЦ «FABRIKA» площадью 82 000кв.м. и пока руины.
Порты в основном перевозят сырьевые ресурсы – металлолом, песок, лес. Ну, ещё там существуют перевалочные базы для минеральных удобрений и иной продукции химических производств. НПЗ просто стоит уже почти 10 лет.
Спорт, парки.
За 12 лет в городе не осталось ничего. Я каждое утро хожу по городу с фотоаппаратом. Бывшие стадионы, парки, скверы, улицы, дома – это в лучшем случае последний день Помпеи. Жилой фонд, улицы, лифты – всё уничтожено. В радиусе 200 метров от ХОГА и мэрии – заросли будяков в два роста, одичавшие собаки, лисы, змеи.
Но об этом писано-переписано много раз. К чему я опять об этом начинаю разговор? К тому что в очередной раз все депутаты и кандидаты опять несут, делятся, умножаются, договариваются, передоговариваются. Всё как обычно. Ничего из того, что нужно городу и его жителям. Опять квоты, должности, сферы влияния, потоки средств, «смотрящие».
Оттого у меня стойкое убеждение – этим тоже в головы никогда не придёт, что всё равно овцы ни опилок, ни стружки есть не будут. Им трава нужна. Потому и чувство у меня такое, что кончится это всё ещё одним майданом. Причём очень и очень скоро.
И к сожалению, те, кто сейчас договариваются друг с другом, договориться с народом уже не смогут. Не сумеют.
Но это уже будет совсем другая история, Страна!