Кому - фронт, а кому - «игрушки с огнём». Почему правительство не хочет предупредить энергетический коллапс в Луганской области?

Луганская область в марте столкнулась с новой волной массового обесточивания. Ситуация усугубляется постоянными авариями на высоковольтных ЛЭП, что чревато полным блэкаутом в прифронтовом регионе – со всеми вытекающими из этого последствиями. Но правительство уже больше года игнорирует проблему, которую само и создало.

Фото: www.dtek.com

Начало марта стало особенно «нервным» для жителей подконтрольной территории Луганской области. Фактически каждый день где-нибудь да остаются без электроэнергии несколько сотен потребителей. А часто количество обесточенных домов по Луганщине переваливает за тысячу – как, например, 8 марта без электроэнергии осталось больше 3 тысяч абонентов.

Власть «играет с огнем»

Без света остается не только население, а и объекты инфраструктуры, военные части, различные предприятия.

Пока что всё это выглядит как перманентный энергетический кризис в локальных масштабах. Но уже неоднократно были крупные проблемы с электроснабжением таких больших городов как Северодонецк, Лисичанск, Рубежное. И очевидно, что проблема нарастает.

Ситуация усугубляется финансово-хозяйственным коллапсом местного энергопоставщика – Луганского энергетического объединения (ЛЭО). Предприятие 15 месяцев работает в условиях отсутствия денег, нет топлива, дефицит ремонтных материалов, отсутствуют индивидуальные средства защиты. Массово увольняются специалисты – из-за трехдневной рабочей недели и мизерных зарплат уже рассчиталось до 600 сотрудников. Была сорвана подготовка энергосистемы прифронтовой области к зиме, что стало итогом безденежья и трёхдневки. Восстановление электроснабжения затруднено.

Всё это – результат того, что НКРЭКУ с декабря 2016 года забирает у энергопоставщика все средства в счет погашения долгов перед Энергорынком. Также из-за этих долгов с февраля 2017 года арестованы счета ЛЭО. На первый, неискушенный взгляд – всё это вроде логично. Но. Луганское энергетическое объединение должно Энергорынку 5,3 млрд грн, а потребители должны ЛЭО – 5,5 млрд грн. И такой огромный долг возник не из-за действий ЛЭО. Это Государство обязало энергопоставляющее предприятие безоплатно поставлять электроэнергию в «ЛНР» на миллиарды грн. Также, как и раньше, так и сейчас Государство заставляет луганских энергетиков безоплатно поставлять электроэнергию предприятиям ЖКХ. В случае с «ЛНР» мы не могли отключить электроснабжение, так как электричество «бежало» коллаборационистам по высоковольтным линиям Укрэнерго. В случае с ЖКХ – должников запрещают отключать правоохранители.

Это ужасающая по своей несправедливости и последствиям ситуация. А учитывая то, что, начиная с марта, Луганская область постоянно находится либо в режиме «энергетического острова», либо соединена с Объединенной энергетической системой Украины (ОЭС) всего одной высоковольтной ЛЭП – Государство действительно «играет с огнём».

Но все наши многочисленные обращения к Президенту, к Кабмину, к НКРЭКУ остаются без реакции.

Зона боевых действий оставлена на произвол судьбы, энергетический коллапс отбросит регион в каменный век.

Пять аргументов для скептиков

Всем, кто сомневается, хочу аргументированно ответить. С таким комплексом отрицательных факторов коллапс энергосистемы Луганской области неизбежен. Итак.

1. Материальное истощение предприятия на протяжении 15 месяцев привело к отсутствию всего: топлива, ремонтных материалов, запчастей, медосмотров для персонала и техосмотров для транспорта. Первое время ЛЭО еще могло взять кредиты и что-то в долг, но теперь никто не хочет кредитовать и одалживать – пришло время возвращать долги. Дальнейшее осуществление хозяйственной деятельности в таких условиях больше невозможно.

2. Психологический фактор. Разочарование персонала всем происходящим, снижение зарплаты «ниже плинтуса», отсутствие стажа и уплаты ЕСВ в течение последнего полугодия. Увольнение почти 600 специалистов узкой квалификации, массово покидающих депрессивный регион в направлениях РФ, Польши, Германии и даже – «ЛДНР». Для работы с оборудованием и электросетями нужны образование и опыт, но работников с таким «багажом» в области просто нет.

3. Отсутствие соответствующего уровня технического обслуживания электросетей и электрооборудования в Луганской области. Летом 2016 года в последний раз в полном объеме были проведены необходимые мероприятия в рамках подготовки энергосистемы к осенне-зимнему периоду 2016/2017. Уже летом 2017 года подготовка к зиме была сорвана – из-за отсутствия денег, топлива, ремонтных материалов, трёхдневки. Результатом стал резкий рост аварийности в энергосистеме – более, чем в два раза, в сравнении с предыдущей зимой. И соответствующие трудности с восстановлением электроснабжения.

4. Энергетическая изоляция Луганской области. Дополнительно к предыдущему пункту, но отдельно – так как особенно важно. Особенности энергосистемы региона, разделенного линией фронта, привели к особой уязвимости. Без связи с Объединенной энергосистемой Украины Луганская ТЭС работает в режиме энергоострова, что делает электроснабжение не надежным и не стабильным. И способствует росту аварийности на самой теплоэлектростанции. Осенью 2017 года ЛуТЭС уже сталкивалась с проблемой из-за повреждения на линии Укрэнерго (горе-лесоруб повалил дерево на ЛЭП), а нынешний март весь отмечен авариями на высоковольтных линиях, соединяющих Луганщину с ОЭС Украины. Последнюю неделю энергосистема прифронтовой области вообще связана с ОЭС «тонкой ниточкой» - ВЛ 110 кВ «Сватово – Куриловка», которая уже отключалась 2 марта. Новая авария, и область снова – «энергоостров» со всеми вытекающими последствиями. С остановкой ТЭС и полным обесточиванием воюющей Луганской области.

5. Паралич предприятия из-за отсутствия медосмотров у персонала и техконтроля у транспорта. Уже в марте-апреле ЛЭО не сможет обеспечить надлежащую техническую эксплуатацию объектов энергосистемы, ведь сотрудники не смогут выйти на работу без соответствующих разрешений, без средств защиты. А машины и спецтехника не смогут выехать и работать без соответствующих ремонтов, технических осмотров и контроля. Уже сейчас часть персонала и автопарка не могут быть задействованы, а в ближайшее время разрешения на работу не получит никто.

Процесс уничтожения набирает обороты

Становится ясно, что в таких условиях энергетическая инфраструктура контролируемой территории Луганской области уже вскоре окажется полностью неработоспособной, что приведет к авариям системного характера, к внезапному полному коллапсу жизнеобеспечения региона, к непоправимым последствиям техногенного, экологического, социально-экономического характера, к обострению социально-политического кризиса. Прогнозируемый энергетический коллапс в области становится ужасающей реальностью. Ведь летняя погода, грозы и ветры также, как и зимние метели, не пощадят электросети, не имевшие нормального технического обслуживания в течение двух лет. А энергетики также не смогут выехать на устранение аварии без топлива и запчастей – как и зимой.

Летом 2018 станет не легче, а тяжелее – ведь электросети только становятся хуже, а ЛЭО становится слабее. Если мы доработаем до лета – естественно. Это тоже большой вопрос.

Но чиновники в Киеве игнорируют проблемы взрывоопасного региона страны и отказываются разблокировать работу предприятия – снять арест со счетов и снять/смягчить санкции.

Это – фактический подрыв обороноспособности страны. Но ответят ли за это инициаторы «блокады» ЛЭО?!

Владимир Грицай Владимир Грицай , Генеральный директор ООО «Луганское энергетическое объединение»
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram