Этот День наверное неспроста совпал с христианским праздником – Днем Святого Георгия Победоносца, который на всех православных иконах изображается на коне и с копьем, убивая змея, олицетворяющего вселенское зло. Нечто подобное и проделала «Шестая служба» МВД с поднимающейся гидрой организованной преступности в лихие 90-е годы, выполнив тогда очень серьезную функцию по обеспечению, без всякого преувеличения, государственной безопасности нашей Страны, правда этот факт мало кто заметил. Все наслаждались результатами этой работы - миром, относительной стабильностью и спокойствием, а также определенным подъемом экономики.В то время милиция еще имела некоторый авторитет в народе, а «Шестерку» злодеи просто боялись, коррупция в той Службе и в те времена, практически отсутствовала.
Все это происходило в «кировоградский» период функционирования МВД Украины, именно в середине этого периода авторитет милиции и начал скатываться к «ватерлинии», а уже к началу «оранжевой революции» приблизился к «мусорному уровню». При этом нужно подчеркнуть, что речь идет в основном об имидже «верхнего» руководства основного правоохранительного ведомства, среди рабочей части личного состава преобладали честные и порядочные сотрудники, хотя «оборотни в погонах» тоже случались. Но, в первую украинскую революцию милиция все-таки осталась с народом, чего нельзя сказать о временах второй революции, когда милиция, в большинстве своем легла под бандитов.
Главное управление по борьбе с организованной преступностью МВД Украины и его региональные подразделения создавались, развивались и действовали в условиях постоянного противодействия со стороны высшего руководства МВД. Справедливости ради нужно отметить, что и сотрудники основных служб ведомства тоже без «благоговения» относились к «Шестой службе», особенно служившие в Уголовном розыске. Сложно сказать, что это было – профессиональная зависть, непонимание специальной миссии возложенной на это новое для системы подразделение или что-то другое, хотя те кто попадал на службу в систему ГУБОП, в том числе и из УГРО, считали это за честь. Вот такой парадокс !
В 2014 – 2015 годах, в период самого крутого «наезда» на Службу БОП сотрудники с ретромировоззрением, которые к сожалению разными путями пробились в руководство МВД, сыграли свою негативную роль в деле уничтожения «Шестых подразделений». Крайне обидно, что это произошло уже после «революції гідності», на которую все мы возлагали большие надежды, в том числе и в плане активизации борьбы с организованной преступностью. Вдвойне досадно, что среди таких ретроградов оказались и люди, которые некоторое время входили в руководство наших спецподразделений, но так и не поняли цели и задачи для выполнения которых эта структура с таким трудом создавалась.
В принципе спецподразделения по борьбе с организованной преступностью, для понимания их специфики, можно сравнить со специальными институтами и клиниками в системе здравоохранения – онкологическими, сердечно-сосудистыми, нейрохирургическими и т.п., где нужна особая концентрация возможностей, повышенная квалификация сотрудников, наличие спецтехники и иные специальные особенности. Тогда как остальные службы и подразделения МВД , по аналогии можно было-бы сравнить с районными, городскими и областными больницами и поликлиниками, которые каждый день выполняют рутинную работу, перемалывая колоссальный объем информации, реагируя на огромное количество заявлений граждан. Прибегаем к этому упрощенному сравнению, чтобы хоть как-то разъяснить крайнюю необходимость существования «Шестых подразделений» не разбирающимся в проблемах борьбы с организованной преступностью людям, в том числе и принимающим судьбоносные решения, не только для Страны, но и для себя лично. Может задумаются над неминуемыми оценками своих решений, оценка которым может быть дана самой жизнью уже в ближайшем будущем. Времени осталось немного, криминальная ситуация заставит задуматься.
Спецподразделения БОП и создавались как раз для определенного влияния на организованную преступную среду высшего уровня, которая без всякого сомнения и сейчас оказывает серъезнейшее, иногда определяющее воздействий на социальную, экономическую и даже политическую ситуацию в Стране, в том числе и из-за кордона.
Очень печально, что ликвидаторы спецподразделений, прикрываясь «Реформой» МВД, подвели высшие органы власти в Украине к опрометчивому решению об упразднении системы подразделений ГУБОП и никто не смог им в этом помешать, несмотря на системные попытки, в том числе и с нашей стороны.
Вообще, угроза ликвидации висела над спецподразделениями все время их существования, практически с момента из создания.
Первый удар был нанесен с помощью кадровой политики, начальники региональных управлений МВД приложили все усилия, чтобы любыми путями назначить на руководящие должности региональных УБОПов своих людей, иногда даже родственников или кумовей, за три – пять лет они этого добились, а свои люди нормальных сотрудников «выжили» и сформировали свою «правильную» команду, а дальше уже «варились в собственном соку» не представляя особых угроз «клиентуре».
Второй, не менее мощный удар, уже после ликвидации вертикального подчинения спецподразделений и выведения из их состава следствия, был нанесен путем размытия основных задач Службы БОП и жесткого их перевода на «палочную» систему, когда важны разные количественные показатели и не важен конечный результат, а также путем переключения их внимания на борьбу с обычной групповой преступностью и многие иные мелкие направления – кроме основного - влияния на организованную преступную среду высокого уровня.
Ну, и третий, основной удар, когда прыть наиболее активных сотрудников спецподразделений была значительно поубавлена двумя предыдущими длительными воздействиями – инициирование, на самом высоком уровне, полной ликвидации Службы БОП, под всеобщие мантры о якобы дублировании функций различными подразделениями МВД, а также о том, что «Шестерка» свою задачу уже давно выполнила и т. п. Это полная ересь.
В результате этих деструктивных действий наша Страна лишилась возможности влияния на криминогенную ситуацию высокого уровня, слежения за лидерами криминальной среды, которые в основном и влияют на уровень коррупции в высших эшелонах власти, размеры и структуру теневой экономики, способы воздействия на финансово-промышленные группы или уровень взаимодействия с ними и т.п.
В настоящее время деятельность ГУБОП МВД Украины и его региональных подразделений реально приостановлена, на радость высшему криминалитету и иным недоброжелателям, сотрудники в неведении о своей дальнейшей судьбе, но его мощная инфраструктура, к счастью, еще не разрушена.
В канун 6-го мая – Дня Службы по борьбе с организованной преступностью, мы обратились, может быть в последний раз, к Президенту Украины – Верховному главнокомандующему с призывом сделать своеобразный подарок Службе БОП инициировав внесение дополнений в «прикінцеві положення ганебного закону № 1550», который и является главным инструментом ликвидации спецподразделений, в целях обеспечения сохранения их инфраструктуры и ее передачи, в полном объеме, вновь создаваемому Национальному бюро расследований Украины, основными задачами которого задекларированы – борьба с организованной преступностью, преступными организациями, терроризмом и другими преступными действиями определенно высокого уровня.
Да, до своего Юбилея – 25-летия спецподразделения, даже по украинскому времяисчислению, к сожалению не дотянули, хотя все это условно. «Шестой службе» в нашей Стране уже более 26-ти лет, с момента создания в декабре 1988 года первого во всем бывшем СССР действующего Отдела по борьбе с организованной преступностью УВД Днепропетровской области.
И все равно с Праздником Вас господа офицеры! Да поможет нам «Шестой дух»!