Однако, с фактическим созданием данного органа и назначением первых троих его сотрудников, скандал разгорелся нешуточный. Журналисты и общественные деятели, депутаты и чиновники выражали свою точку зрения о том, что конкурсы на назначения главы ведомства и его замов были непрозрачными, люди, победившие в конкурсах, не подходят для данных должностей по этическим и моральным принципам.
Страсти по Варченко
Особенный ажиотаж вызвало назначение первыго заместителя главы ДБР Ольги Варченко.
Задолго до конкурса о ее деятельности вышел целый ряд критических материалов. Конкурсную комиссию и общественный совет при ДБР это не смутило, но внимание к теме журналисты привлекали достаточно. Например, восемнадцатого февраля 2016 на сайте ОРД вышла статья-расследование о том, что Ольга Вареченко не прошла люстрацию, упоминалось о скандалах и конфликтах на прежних работах.
Собственно, обратимся к первоисточнику.
…Вдобавок восьмого июля прошлого года на сайте «Аргумент» появился материал с документами якобы подтверждающими коррупционную деятельность Ольги Варченко. Вот ссылка.
Страсти по Трубе
Отдельного внимания заслуживает заявление народного депутата Сергея Лещенко: «Главу Государственного бюро расследований Романа Трубу назначили для прикрытия своего первого заместителя, бывшего главы департамент экономических преступлений Генпрокуратуры Ольги Варченко, которая будет прикрывать возможное злоупотребление в этом органе, с целью достижения властью своих целей».
Это заявление прозвучало как обвинение не только в адрес самих Романа Трубы и Ольги Варченко, но и конкурсной комиссии.
Позже, уже в марте 2018 года при ДБР был создан Совет общественного контроля, Громадська Рада. По заявлениям общественности, данный общественный совет тоже был создан с нарушениями, а значит эффективность и легитимность этого органа под большим вопросом. Снова разразился скандал.
Однако, вернемся к пресловутым назначениям. В феврале 2018 года Роман Труба решил лично утверждать квалификационные требования, хоть этои и противоречит закону о ДБР. Как отметил нардеп Мустафа Найем: «Одно из двух - либо Роман Труба сознательно нарушает закон, что впоследствии может вылиться в судебные разбирательства. Либо директор ДБР имеет договоренности в парламенте о том, что закон поменяют, и ему разрешат действовать так, как он делает сейчас. При этом в парламенте лежит как минимум три проекта документов про изменения в законе о ДБР». (Продолжение этого скандала).
Продолжение скандала появилось в СМИ через полгода. В пятницу, тринадцатого июля нынешнего года, накануне проведения конкурса, который должен был определить двадцать семь сотрудников ДБР, конкурсная комиссия сделала коллективное заявление о том, что проведения отбора под угрозой срыва и обвинила в этом главу ведомства Романа Трубу.
Приведу выразительную цитату: «Конкурсная комиссия Государственного бюро расследований не сможет продолжить набор сотрудников ведомства, если до понедельника не получит от главы ведомства Романа Трубы квалификационные требования к этим лицам. Об этом заявили члены Комиссии в своем коллективном обращении, передает корреспондент УНН.
Они сообщили, что ожидают эти требования «с апреля текущего года». В ответ на это заявление комиссии вечером во вторник семнадцатого июля в СМИ появляются практически одновременно несколько статей, одна из них с обвинением в адрес комиссии о том, что еще до голосования существал список тех, кто будет избран.
Страсти по голосованию
В среду, восемнадцатого июля комиссия голосует. Почти сразу общественный совет выражает свою озабоченность в связи с информацией о победителях конкурса, которая появилась в СМИ накануне самого отбора. Члены общественного совета предлагают собраться на заседание и предлагают единомышленникам представить побольше информации о конкурсантах.
…Непонятно, действительно ли есть обоснованные претензии к победившим на конкурсе или это завуалированная попытка сорвать запуск работы ДБР. Ведь о том, что: «Разногласие между комиссией и Романом Трубой по сути заключается в том, что последний хочет самолично проводить конкурсные отборы и неоднократно по этому поводу обращался в Раду, требуя внести правки в закон о ГБР» писали уже не единожды.
Страсти по результатам
Но кто же такие эти двадцать семь счастливчиков, прошедших по конкурсу? Автор материала отметил тот факт, что среди избранных — профессионалы из различных областей деятельности, но большинство из них с опытом оперативной работы. Насколько автор понимает идею организации работы данного органа, это безусловный плюс.
Я выбрал наугад несколько фамилий из списка и решил посмотреть, кто же эти люди.
Впрочем, существует мнение, согласно которого: «Если бы вместо отобранных 27 сотрудников для ГБР комиссия отобрала других 27, все равно была бы "измена", ибо и те бы оказались "чьими-то людьми".
Государственное бюро расследований должно расследовать дела топ-коррупционеров, поэтому оно — прямой конкурент Национального антикоррупционного бюро.
Собственно, этим можно объяснить такое пристальное внимание общественных активистов и ряда нардепов, известных в качестве адвокатов ведомства Артема Сытника, к конкурсу на руководящие должности в ГБР».
Попробуем теперь понять, в чем же «вина» некоторых лиц, отобранных комиссией. Возьмем, к примеру, нескольких новобранцев. Руслан Марчук — заместитель начальника Департамента, начальник управления оперативных разработок Департамента защиты экономики Национальной полиции. Ранее занимал должность начальника УЗЭ в Волынской области, до этого работал заместителем начальника Управления защиты экономики Житомирской области. В его декларации — несколько объектов недвижимости, в том числе земельные участки на Житомирщине и квартира в Киеве, право на которую приобретено в ноябре 2017-го, Тойота Камри 2016 года выпуска.
Какой-либо компрометирующей информации на него, по крайней мере, в открытых источниках, нет. Зато есть другая.
В мае этого года в Луцке на взятке сотрудники отдела противодействия взяточничеству департамента, который возглавляет Марчук, разоблачили одного из заместителей мэра областного центра и председателя одного из судов. В марте на взятке в 105 тыс. грн. Задержали главу Железнодорожной РГА Львова. В том же месяце полицейские задержали двух должностных лиц "Укрзализныци" на даче взятки в 85 тыс. гри. Три важные должности в ГБР, которые непосредственно будут заниматься организацией досудебных расследований, возглавили Евгений Шевцов, Александр Тура и Артем Бугаец.
Евгений Шевцов сейчас является заместителем начальника управления – начальником отдела Главного следственного управления Национальной полиции. То есть непосредственно займется следствием. Исходя из декларации работал в МВД, увольнялся, занимался адвокатской деятельностью, являлся директором и учредителем ряда ООО.
В наличии — недвижимость, которая приобретена за долго до прихода на нынешнюю должность, владеет ею жена Шевцова. Кроме этого на ее имя зарегистрирована несколько компаний которые занимаются предоставлением информационных услуг.
В декларации Александра Туру — 3 квартиры – в Мариуполе, поселке под Киевом (в собственности жены) и в Симферополе (в собственности сына). У жены есть земельный участок в Обухове. Сам Туру имеет Тойоту Камри 2010 года выпуска. Приобрел он ее в сентябре 2016 года.
И, наконец, Артем Бугаец. В 2014 году работал заместителем прокурора в Горишних Плавнях на Полтавщине, в 2015-16-м – в военной прокуратуре Харькова. На нынешнюю должность в ГПУ перешел в 2017-ом. Имеет земельный участок недалеко от Горишних Плавней, квартиру в Харькове, право собственности, приобретенное во время работы в военной прокуратуре. Жена имеет земельный участок в Азовском, Бердянского района. Право собственности приобретено в прошлом году. Еще у новобранца ГБР есть комната в Киеве. Он также собственник Тойоты, только не Камри, а Короллы, приобретенной 10 лет назад.
Подробнее о новых сотрудниках специальной государственной службы.
Страсти по европейцам
Статья 15 Закона Украины о ДБР четко указывает, кто может быть назначен на должность в этот орган, кто нет. Статья 11 прописывает, как именно должны быть выбраны сотрудники, И решения комиссии оспариваются только в суде и только в части соблюдения порядка организации и проведения конкурса. Странно, но про одобрение Общественного совета после принятия комиссией своего решения в Законе ни слова. Вот ссылка, подтверждающая слова автора материала.
Зато много слов на тему создания ДБР говорят европейские партнеры. Они ждут, что ДБР начнет работать максимально быстро. И такие проволочки с запуском ведомства, как и скандалы, играют не на руку Украине.
Яркая цитата: «В Европейском Союзе ожидают от Украины быстрого запуска Государственного бюро расследований и Антикоррупционного суда. Об этом на конференции в Киеве», — заявил глава представительства ЕС в Украине Хюг Мингарелли. — "За три-четыре последних года в Украине было создано много новых органов. Поэтому сейчас крайне важно обеспечить четкое разделение функций этих органов. В частности, что касается Государственного бюро расследований. Именно этот орган мог бы обеспечить возвращение доверия украинского общества, успешные расследования фактов коррупции на высшем уровне".