В Украине бытует мнение, что чуть ли не все проблемы коррумпированности государственных служащих связаны с их небольшим доходом. Мол маленькие зарплаты побуждают их искать дополнительные источники заработка, в том числе и используя имеющиеся у них полномочия. Такие ли маленькие доходы у украинских чиновников? Средняя зарплата в стране в октябре 2016 года составляла 5350,00 грн. Доходы в сфере государственного управления и обороны за тот же период составили 6065,00 грн. Т.е. средний показатель доходов государственного сектора выше чем в среднем по экономике. Для сравнения в сельском хозяйстве эта цифра равняется 3841,00 грн., в промышленности – 5748,00 грн., на транспорте - 5670,00 грн.
Понятно, что это очень усредненные цифры, которые отображают «среднюю температуру по больнице». Но, тем не менее, они описывают определенный тренд и соотношение.
6065,00 грн. - много или мало? Риторический вопрос. Смотря с чем сравнивать. Если с абсолютными показателями западных стран, то совсем немного. Например, средняя зарплата чиновников в соседней Польше – 4500 злотых (почти 28 тыс. грн.). Разница более чем в 4,5 раза. Но, если брать относительные показатели, то в Украине не все так плохо.
Давайте не забывать, что, к сожалению, объем украинской экономики (в разрезе ВВП на душу населения) еще очень далёк от самых скромных показателей стран Европейского союза. Если сравнивать с той же Польшей, разница составляет 4,8 раза.
Получается, в той же Польше чиновник, в относительных цифрах, зарабатывает практически такой же кусок от общего пирога, что и украинский чиновник в Украине. Просто государство богаче, поэтому и кусок у каждого побольше.
Если относительные показатели доходов чиновников в Украине и той же Польше приблизительно одинаковые, то уровень коррумпированности несоизмеримо разный. По данным последнего исследования Transparency International по показателю коррумпированности Польша находится на 30-м месте, а Украина аж на 130 (чем выше место, тем меньше коррупции в стране).
Сказать однозначно, что существует прямая зависимость между уровнем оплаты труда чиновников и уровнем их коррумпированности нельзя. У нас в целом в стране есть проблема с доходами и бедностью всего населения. Поэтому не может быть в бедной стране богатых чиновников. Их зарплата –это результат работы страны в целом. И это честный подход.
Поможет ли в борьбе с коррупцией повышение окладов госслужащих, которое планируется в связи с увеличением минимальной заработной платы в 2017 году? Думаю, что нет.
Лубкивский призвал повысить зарплату украинских дипломатов до уровня НАБУ
Зарплаты государственных служащих должны быть конкурентными. Вопросами размера окладов государство решает задачу качества управления. Проблемы с коррупцией соприкасаются с вопросом доходов, но напрямую их не решают.
Перед чиновниками разных уровней (равно как и перед любым другим человеком) всегда существует масса соблазнов. И, как показывает мировой опыт, величина зарплаты тут не является надежным предохранителем от злоупотреблений.
Яркий тому пример президент Южной Кореи Пак Кын Хе. Ежемесячная зарплата в 18 тыс. долларов США не стала страховкой от коррупции. 9 декабря парламент Кореи вынес ей импичмент по обвинению в злоупотреблении служебными полномочиями и коррупцией.
Проблемы злоупотреблений решит не размер доходов, а воля, публичность и четкость процедур. Любой чиновник должен знать о неотвратимости и суровости наказания за злоупотребления. Процедуры принятия решений в сфере госуправления, внутренние инструкции должны быть максимально выписаны и в них сведена к минимуму возможность решения «или-или», «дороже-дешевле», «быстрее-медленнее». В идеале мы вообще должны стремиться, чтобы роль человеческого фактора тут приближалась к нулю.
Все решения чиновников должны стать максимально публичными, а значит и доступными для контроля общества. Эффективнее должна работать и вся антикоррупционная инфраструктура (такие специализированые органы как НАБУ, НАЗК, САП, антикоррупционные суды и т.п.) и инструменты общественного контроля (публичные финансы, общественные советы и пр.). Также нужно проявлять максимум политической воли, чтобы навести в этой сфере порядок. Только так мы сможем искоренить ржавчину тотальной коррумпированности в нашей стране.
Я не против больших зарплат для чиновников (только «за»), но, уверен в этом, они не являются эффективным инструментом борьбы с коррупцией.