Я работаю в отделении трансплантации костного мозга Центра детской онкогематологии и трансплантации костного мозга НДСБ «ОХМАТДЕТ». Наш Центр – исключительный. Это единственное место в Украине, где детям делается аллогенная (донорская) трансплантация стволовых кроветворных клеток (костного мозга). Дети у нас очень тяжелые. Каждая история – уникальный случай. Сейчас у нас 14 коек для детей, которые нуждаются в трансплантации, из них только 6 собственно трансплантационных. Для Украины это ничто! Если сравнивать с европейскими стандартами, Украине необходимо не меньше 40 таких центров, как наш, и для детей, и для взрослых. В нашей стране такой центр фактически один.
В связи с этим у нас постоянно существует очередь на госпитализацию. Детям приходится ждать, пока освободится место. Конечно же, мы смотрим по ситуации. Если ребенок болен настолько, что он не может ждать, мы берем его вне очереди. Потому что есть такие заболевания, которые быстро прогрессируют, и маленький пациент может умереть, не дождавшись своей очереди.
На наши 6 трансплантационных коек мы делаем 25–30 трансплантаций в год. Тогда как по современным мировым стандартам отделение трансплантации считается активно функционирующим при проведении не менее 10 трансплантаций в течение года. В этом году мы уже провели 20. Большинство из них – аллогенные трансплантации, то есть от донора. Каждый пациент – это кропотливая работа, сродни ювелирной. Важна не только операция, но и восстановление и реабилитация. Нам некуда их выписывать, поэтому мы их держим иногда по 2–3 месяца. Бывают ситуации, когда мы просто вытягиваем деток с «того света».
У нас была девочка, которая полтора месяца пролежала в коме в реанимации, и после этого мы ей сделали трансплантацию, выздоровела. Сейчас она уже вышла замуж, стала красавица такая.
Вчера ко мне приезжала одна бывшая пациентка. Семь лет назад у нее была тяжелая лейкемия. Мы сделали ей трансплантацию от родного брата. Сейчас у нее все замечательно, она стала мамой. Получается, мы не просто спасаем, а еще и даем возможность появляться новым жизням. Это удвоение нашего счастья и гордости.
Центр у нас состоит из нескольких отделений, и в каждом отделении коек катастрофически не хватает.
Почему для нас, собственно, так важно и актуально строительство этого нового корпуса? Прежде всего потому, что как раз для нашего Центра и отделения там предусмотрено расширение количества коек. Мы сможем взять больше детей на трансплантацию. Там будут и койки, где дети смогут восстанавливаться после операции. Для нас это просто жизненно важно.
В новом корпусе также предполагается расширение площадей и для лаборатории. К тому же его открытие позволит нам проводить дополнительную диагностику, которая нам очень важна и в работе, и в оценке эффективности лечения наших детей.