ГлавнаяБлогиБлог Ивана Райли

Почта Украины: вчера, сегодня, завтра

Почтаless

Как все мы помним, с приходом цифровой революции первой пострадала печать. Бумажные тиражи самых известных изданий вначале легли на крыло, а затем и вовсе оказались в глубоком пике. Одновременно цифра упростила коммуникацию между людьми. В итоге, больше иных от цифрового прогресса натерпелись почтовые службы всего мира. Люди в массовом порядке стали меньше выписывать периодику и слать друг другу письма. Объемы корреспонденции  катастрофически упали. А вместе с ними уменьшились доходы почтовых служб.

Хуже всего пришлось почтовикам на периферии. Тогда, в конце 90х, встал вопрос об изменении формата сельских почтовых отделений. Превращении традиционной почты в почту-магазин. Если раньше почта приторговывала канцелярией и прессой, то в конце 90х на полках в сельской глубинке стали появляться спички, свечи, крупы и даже консервы.

Компенсировать падение объемов корреспонденции пробовали за счет доставки рекламы. Но здесь подсуетились частники. Монополизировать доставку рекламы "Укрпочта" не могла, поскольку почтовые ящики в многоэтажках ей не принадлежали. Кроме того, типовая, открытая, конструкция многосекционных панелей, выпускавшихся с советских времен, была заточена под почту-монополиста, и возникавшие, как грибы после дождя, частные рекламные агентства стали дружно наполнять цветной  белибердой почтовые ящики горожан, уводя доходы "Укрпочты".

Фото: Макс Требухов

Вообще, представление о почтовых службах как о самых стабильных и безоблачных не всегда верно. Даже такой мастодонт, как американская почта USPS, по сути, сидит на федеральном бюджете. Проблем хватает у всех почтовиков. Везде есть отдаленные адресаты, доставка которым убыточна. Другое дело, что на конец 90х  из 250 услуг, представляемых почтами мира своим клиентам, согласно данным Всемирного почтового союза, "Укрпочта" могла наскрести от силы 15. Сегодня это цифра доросла до пятидесяти.

Времена изменились. Ныне "Укрпочта" закупает газ и может поставлять его потребителям. Я не удивлюсь, если завтра рядом с газом появится бензин. И там, где это целесообразно, на месте старых изб -провинциальных почтовых отделений -  вырастут универсальные заправки нового формата, отдаленно напоминающие  американские " Casey's General Store" или "Kum&Go", где можно будет не только купить самое необходимое и поесть горячую пищу, но и оплатить счета, и отправить бандероль. Будет ли это сделано в стратегическом альянсе с нефтетрейдерами и сетевиками или за счет собственных инвестиций - вопрос технический.

Если доставка свежих роз или бронирование отелей по всему миру для "Укрпочты" пока в диковинку, то финансовые услуги - это спектр, за которым и сегодняшнее и, что самое главное, будущее.

Но финансы - деятельность, контролируемая НБУ. А НБУ - динозавр покрупнее. И зубы у него позабористее.

Танцы с волками

Законопроект за номером  6601 предполагал наделение "Укрпочты" правом оказывать населению банковские услуги, в частности, открывать счета.

Если учесть, что практика почтовых банков далеко не нова в Европе и в мире, а "Укрпочта", в сущности, и так оказывает финансовые услуги населению, никакой крамолы в законопроекте нет. Есть логика, продиктованная временем. Громадное количество почтовых отделений находятся в населенных пунктах, где банков не было, нет, и никогда не будет.

Казалось бы, выгода очевидна. Но здесь, как в известной миниатюре Ефима Шифрина о картине " Кающаяся Мария Магдалина". Весь мир говорит о колибри, но советские ученые распознали в изображении на дальнем плане диких уток.

Иными словами, люди из властных кабинетов заговорили об излишнем присутствии государства в банковском секторе. "Укрпочта", напомню, хотя и завершила процесс корпоратизации, по прежнему остается государственным предприятием.

Тут надо понимать местную специфику. То, что во всем мире логично, оправдано и полезно, еще не означает автоматического признания  в Украине. Помните, " у советских собственная гордость"?  Так вот, в Украине есть свои виды и расклады. И кому-то по каким-то соображениям допускать "Укрпочту" к созданию банковских счетов сегодня не хочется.

Видимо, распознав эти настроения, Игорь Смелянский, профессиональный менеджер с двумя американскими дипломами, возглавивший "Укрпочту"  и уже успевший удивить украинское население неслыханной  зарплатой в 330 тысяч гривен в месяц (доход медсестры, помогающей анестезиологу в США или американского дантиста) еще до принятия решения по проекту, заговорил о запасном варианте - сотрудничестве с одним из банков.

Почему этот вариант не рассматривался как основной, понять не сложно. "Укрпочта" - достаточно серьезная структура, чтобы не попадать в зависимость от монополистов. Как говорится, рыбак рыбака. Так уже было с решением самостоятельно, без помощи "Ощадбанка",  внедрять POS -терминалы на своих предприятиях. Плох тот хозяин, который за граблями идет к одному соседу, а за лопатой  к другому. Есть земля ( рынок) - должны быть  и свои инструменты.

Если привлекать банк все-таки придется,  такое сотрудничество могло бы стать взаимопроникновением.  Например, вполне реально сделать  доступными 2-3 популярных формата почтовых отправлений по Украине во всех отделениях банка. Скажем, конверт среднего размера, конверт большого размера и коробка для бандероли вне зависимости от веса. С фиксированной платой, как это практикуется в той же USPS. Банки располагаются, как правило, в людных местах, и при должном продвижении новой услуги, могут принести дополнительные доходы по основной деятельности "Укрпочты".

Как будет развиваться ситуация в дальнейшем, покажет время. Почте отступать некуда. Услуги мигрируют в онлайн, банки и прочие операторы поощряют клиентов за выбор электронной формы коммуникаций, вместо бумажной.  Нет бумаги - нет доставки. Вопрос о почтовых банковских услугах поставлен принципиально, и я уверен," Укрпочта" не сдаст назад.

Как известно, почтальон звонит дважды. А украинский почтальон - и трижды, и четырежды. Затем поворачивается задом и начинает стучать ногой в дверь.

Война и мир

Раньше у нас, украинских граждан, особого выбора не было. Поэтому "Укрпочта" лежала, как ленивый кит с открытым ртом на мелководье, позволяя нам - планктону - платить свои деньги за очень сомнительный сервис. Монополист - он и в Африке монополист.

Но однажды какой-то шустрый наглец  в красной жилетке с буквой "Н" на спине прибил к деревянным дверям почтамта на Крещатике свои тезисы. Где говорилась неслыханная ересь: почта - это быстро, почта - это качественно, почта - это удобно.

И стал нагло уводить клиентов.

Фото: gorod.dn.ua

"Новая почта" появилась именно как альтернатива почте старой - "Укрпочте". Историю ее успеха будут описывать в учебниках. Невиданный рост клиентуры, постоянно расширяющаяся сеть отделений. К внутри украинским перевозкам сегодня добавились международные. А еще финансовые услуги.

Но именно появление "Новой почты" повлияло на то, что кит начал голодать и, следовательно, шевелиться. Чтобы поспевать за косяками рыб, поменявших маршруты.

Американский писатель Курт Воннегут упоминал в одном из своих романов, что однажды дал старому рыбаку почитать "Старик и море", Хемингуэя, а потом спросил, что он об этом думает. Дурак, ответил старик. Я бы отрезал самые лакомые части этой большой рыбы и затащил в лодку, вместо того, чтобы позволить акулам обглодать все.

Так и поступила "Новая почта". Предпочитая не играться с убыточной мелочевкой  вроде писем до двадцати грамм, она установила минимальную цену за отправление, выбрала самый доходный сегмент и стала брать клиентов скоростью и простотой.

Минимальная стоимость  отправки 100 г бандероли по Украине в "Новой почте" составляет  30 гривен. Такое же, приоритетное,  отправление в "Укрпочте" стоило 7.50 грн. Что дает полное право государственным почтовикам поднять тарифы.

Но многие, все равно выберут сервис. Потому, что очередь может быть и там, и здесь. Однако, в "Новой почте" на выдаче четыре шустрых студента перед мониторами. А не женщина постбальзаковского или от силы две ( окно-то выдачи, зачастую,  все равно одно ). И  не надо заполнять форму о получении, а достаточно назвать номер декларации и показать водительские права. В результате, переплатив, я получаю груз быстрее, без лишней бумажной мороки.

Если "Укрпочте" удастся предложить услуги не только дешевле, но и качественнее, последнее слово останется за ней. А для этого ей придется вывернуться наизнанку, умереть и воскреснуть. Потому что вся логистика в этом государственном предприятии  была построена по советским лекалам, которые никогда не знали понятия рынок. На каждую операцию в этой системе существовало 105 нормативных актов. И формы установленного образца, и служебные инструкции времен царя Гороха, и пыль, и плесень.

Менять это в прежней структуре было невозможно. Менять это сегодня, в рамках корпоративного предприятия,  можно, но очень тяжело. Образно говоря, прыжок из совка в Европу, который сегодня пытается осуществить "Укрпочта" - это переход Суворова через Альпы. Дойдут не все. Масса людей, с лошадьми и провиантом , сорвутся в пропасть, в связи с профнепригодностью и нежеланием меняться.

Справедливости ради нужно признать, что иногда борьба за клиента приводит к интересным формам сотрудничества. Например, в Америке я заказал доставку через "FedEx". Но курьер не застал меня дома. И приклеил к дверям стандартный стикер с просьбой забрать мою посылку в ближайшем отделении... USPS. Государственной почты. Если бы он этого не сделал, мне пришлось бы пилить двенадцать миль до регионального логистического центра "FedEx". А так - два квартала, и груз у меня. Сервис.

На суше и на море

Среди амбициозных планов, озвученных главой правления "Укрпочты" есть и намерение "привести в Украину"  американский "Аmazon"- гигантский онлайн магазин. Суммируя то немногое, что было сказано об этих планах, можно выделить следующее: ведутся переговоры с американской государственной почтой и одновременно с украинской таможней по поводу увеличения штата сотрудников в Украине.

Попытаемся  по этим крохам набросать очертания возможного сотрудничества с "Амазон".

Стандартная доставка товара, купленного на "Амазоне", в Украину составляет от 22 до 26 бизнес дней. При этом обнаружить  тарифы по доставке в Украину на сайте "Амазона", мне лично, не удалось. Из ближайшего окружения, есть отдельно тарифы по доставке в Россию, и они, мягко говоря, не радуют. Заплатить за посылку 22 доллара плюс 6,5 доллара за каждые 450 грамм веса захотят не все.

И не платят.

Те, кому сегодня в Украине нужен товар с "Амазона", пользуются услугами посредников. Выглядит это примерно так: клиент покупает товар на "Амазоне", расплачиваясь валютной кредитной картой и указывая для доставки американский адрес фирмы- посредника. Посредник получает товар в США и доставляет его в Украину. При сроках доставки от 5 до 7 рабочих дней стоимость услуги  составляет в районе 6 долларов за килограмм. Таких фирм -посредников в интернете достаточно много, давать ссылки не буду дабы не рекламировать.

Что на этом рынке может предложить "Укрпочта"?

Если доставка товара для личного пользования из-за границы  осуществляется  почтовой службой и при этом его стоимость не превышает установленные законом 150 евро, такой товар освобождается от уплаты таможенных пошлин.

Проблемка в том, что тарифы у американской почтовой службы на пересылку в Украину кусаются. Посылка весом в 1,8 кг  обойдется клиенту в Украине в районе 35 долларов. При этом сам "Амазон" , оправляя товар в ту же Россию заставляет пользоваться экспедицией, опции стандартной доставки просто  нет.

Какую игру затевает "Укрпочта"?

Договориться с американскими почтовиками снизить цену на доставку товаров в Украину? На каком основании? Американцы дают скидки оптовым отправителям, но ведь товар с "Амазона" будут заказывать частные клиенты-украинцы. Может, "Укрпочта" решила свести "Аmazon" и "USPS", чтобы решить проблему отправок в Украину. Вообще неправдоподобно. Кто такая "Укрпочта" в США?

Единственное, что приходит на ум в этой ситуации - это использование агента или создание своего собственного юрлица в США (технически это просто и быстро, но как на это смотрит украинский закон - не знаю) , которому американские почтовики предоставят серьезные скидки на отправку посылок в Украину, и тогда такие товары стоимостью до 150 евро не будут облагаться таможенной пошлиной. То есть, пойти по пути посредника, который при этом будет работать через американскую почтовую службу. Тогда действительно потребуется расширять штат таможенников в Украине, поскольку поток грузов будет неслабый, а даже при нулевой пошлине оформление нужно производить так или иначе.

По сути, "Укрпочта" могла бы создать американский , европейский и китайский  хабы, позволяющие украинцам покупать товары в США, Европе или Китае в любом из онлайн магазинов или аукционов с доставкой посылок на дом. И даже выпустить, в сотрудничестве с одним из эмитентов, фирменные валютные карты специально для расчетов в онлайн магазинах .

Кроме "Аmazon" и "Ebay" существуют сотни, если не тысячи, онлайн площадок, предлагающих товары, которые могут заинтересовать украинцев. Так что , мне кажется, не стоит зацикливаться на бурных водах Амазонки, там где речь может идти о море или даже океане.

Человек, который смеется

После десятилетий  работы, в лучшем случае, в профиль, сегодня "Укрпочту" учат поворачиваться к клиентам лицом. Более того, почтовиков просят  улыбаться. Все мы знаем, большой частью по Голливуду, что такое американские профессиональные улыбки. Сфера услуг на постсоветском пространстве не балует клиентов улыбками. Видимо, что-то с мимическими мышцами.  Да и улыбаться при американских зарплатах получается гораздо легче, естественнее.

Понимая это, "Укрпочта" пошла на беспрецедентное увеличение зарплат. За счет подъема тарифов на стандартные услуги до уровня рыночных - раз. За счет подъема тарифов на доставку периодики - два. Особое умиление вызвал вялый протест по этому поводу некоторых редакций. Дескать, "Укрпочта" пытается наживаться.

А что, если бы "Укрпочта" вместо ведомственного "Почтового вестника" взяла бы и запустила собственный полноценный издательский проект? Например, привычную пятничную "толстушку" с бесплатными частными объявлениями и качественной полноцветной рекламой, проплаченной юрлицами. Причем выпускать в четверг, или даже в среду вечером. Бесплатная доставка в офисы и по спальным районам .Плюс продажа через сеть реализаторов, по себестоимости. А там уже можно подтянуть и информационные блоки, и культуру, и аналитику.

Как вам такой расклад, господа борцы за низкие тарифы?

Мне понятен шок, о котором говорил  господин Смелянский в одном из своих интервью. Шок человека, попадающего в государственную структуру. В 90-х я, молодой специалист, пришел в "Укрпочту" из частной компании. Вопросы, которые у частников решались по щелчку пальцев, в длинных коридорах "Укрпочты" путешествовали на бумаге из кабинета в кабинет неделями.

То было время, когда люди на солидных должностях спокойно доживали до пенсии. Киев закупал новый  импортный транспорт на всю сеть, вгоняя областные предприятия в убытки на годы вперед и позволяя только догадываться о размере откатов, осевших в карманах руководства. Вместе с капитальным строительством на предприятии, росли особняки и дачи начальства. После обеда, людей в центральном офисе было не застать. Провинциальные почтальоны разносили почту в перерывах между полкой огородов.

Инициативы наверху поощрялись. Но потом начинались бесконечные игры в переводного. И у одного все никак не было времени тарифицировать новую услугу, а у другого не было желания вносить коррективы в график доставки, третий принимал вопрос к рассмотрению и держал его месяцами.

С одной стороны раздавались стоны по поводу нехватки почтальонов и почти полного отсутствия молодежи, а когда стал поднимать проблему альтернативной службы для призывников , все умерло не дойдя даже до министерства. Потому что, если бы были заинтересованные, определенным образом,  лица, - проект закона ушел бы в  ВР.

Но больше всего убивали "партизаны". Люди, которые вроде бы солидарны, но на самом деле, просто издеваются, троллят и думают "ну-ну, и надолго тебя хватит, дружок?"

Меня хватило на полтора года. Возможно, хватило бы на больше, но доллар упал в два раза, и задерживаться в госструктуре больше не было экономического смысла. Молодая семья, дети и все такое.  Но именно потому, что я знаю, как все это устроено изнутри, меня удивляет и радует, что такая громоздкая, неповоротливая  и допотопная структура  сдвинулась с мертвой точки, стала набирать скорость  и даже намерена оторваться от земли.

Даже, если судить по чисто внешним признакам. Раньше на сайте "Укрпочты" вам вывешивали сканер утвержденных тарифов с печатью и подписью в духе " на, тварь, убедись". Сегодня  там же, в онлайне, можно воспользоваться массой услуг. Появился удобный калькулятор. А общий дизайн ушел от дубового официального совка в сторону потребителя.

Основной упор в "Укрпочте" сегодня делается на работу с кадрами. Потому что, товарищ Сталин, конечно, сволочь и убийца, но кадры таки решают все.

Мне кажется, если руководству  "Укрпочты" удастся а ) заинтересовать сотрудников ( кнутом и пряником ); б) привлечь молодежь; в ) построить карьерные лифты в отделениях , наподобие пресловутой "МакДональдс", - то при глобальном присутствии на рынке и  внезапно чутком интересе к потребностям клиентов ( онлайн платежи, доставка переводов на дом и пр. ), мы действительно можем стать свидетелями перерождения старого индиффирентного монстра в общительное существо по ту сторону стойки, которое улыбается вам и даже смеется в ответ на ваши дежурные шутки.

Facebook автора

Иван Райли Иван Райли , Украинец, США
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram