Несколько лет назад решением киевской мэрии все коммунальные платежи были объединены в коммунальном предприятии «Главный информационно-вычислительный центр» (ГИВЦ). Чтобы оплатить счета, киевлянину достаточно было зайти в свой личный кабинет и потратить до получаса времени. В последние три месяца успешная реформа пошла в обратную сторону: бюрократы начали отвоевывать утраченные позиции. Киевские власти, руководствуясь, видимо, благими намерениями, решили перевести всех жителей столицы на прямые договора с поставщиками коммунальных услуг. И объявили масштабную кампанию переоформления договоров. Вроде бы все логично, но дьявол как обычно кроется в деталях. Вот несколько моих личных наблюдений.
Чтобы оплатить счета «Киевводоканала», теперь нужно зайти напрямую на его отдельную интернет-платформу и подать данные счетчиков. Потом, для оплаты услуг, идет переадресация на сайт Портмоне или опять на ГИВЦ. Однако, прежде чем это сделать, необходимо лично переоформить договор. То есть: выстоять огромные очереди, чтобы подать все оригиналы документов, паспорта на счетчики и т.д.
И тут начинается самое интересное… Пока шло переоформление, «Киевводоканал» обнулил всю историю платежей и стал считать показатели счетчиков от нуля. В результате появились новые долги прошлых периодов. И это не просто игра слов. При этом, история старых платежей у компании «где-то потерялась». Я подал через сайт «Киевводоканала» актуальные показатели счетчиков, однако долг никуда не делся…
Чтобы доказать, что ты ничего не должен, необходимо снова идти на прием, выстаивать огромные очереди, нести старые платежки, подписывать очередные документы сверки. И это занимает не часы, а дни вашего времени.
В «Киевэнерго» ситуация с очередями похожая, правда по началу я думал, что сервис здесь все же лучше, чем в «Киевводоканале». Когда я первый раз столкнулся с бюрократической системой «Киевэнерго», я написал возмущенный пост в Фейсбуке. Отзывчивые девушки из пресс-службы не остались в стороне, подняли своих коллег из отдела сервиса и помогли в режиме онлайн переоформить счетчик. Однако, когда я попробовал в дальнейшем взаимодействовать с «Киевэнерго» без участия пресс-службы, все вернулось на круги своя: очереди, игнор со стороны операторов колл-центра, ОЧЕНЬ медленные девушки в центрах приема граждан и т.п.
У моего знакомого по дому еще одна интересная история на эту тему. Он подал документы на льготу, собрал все документы, пришел на прием в сервисный центр «Киевводоканала», выстоял очередь и подписал все бумаги. Прошло три месяца – льготы нет. Когда он снова обратился в сервисный центр, то получил шокирующий ответ: «Ваших документов нет, возможно вы их не подавали или они утеряны. Обращайтесь в центральный офис».
В чем же здесь хитрость столичных коммунальщиков, спросите вы?
Ответ прост: часть людей, не захотев связываться с очередями, равнодушием и безответственностью сотрудников сервисных центров, скорее всего, плюнут и заплатят небольшие «странные долги» или откажутся от законных льгот. А это дополнительные прибыли для коммунальщиков. И возможность таким способом временно перекрывать неплатежи других абонентов.
Но в итоге, такая хитрость обернется против столицы. Обиженные граждане могут отказаться оплачивать несправедливые счета. Тогда начнет стремительно расти задолженность, а вместе с ней вероятность отключения воды, света и тепла. А это уже удар по имиджу городских властей. Может быть, киевскому мэру стоит вмешаться в ситуацию с переоформлением договоров, пока ее еще можно направить в предсказуемое цивилизованное русло.
При этом, недовольство граждан новыми заоблачными коммунальными тарифами никто не отменял…