Существует несколько правил инвестирования в предметы искусства – неписанных законов, которые помогают коллекционерам обогатиться за счет собственного собрания. Чтобы инвестиция в картины или скульптуры была успешной, необходимо полдюжины вводных.
Первая – надежный продавец. Безусловно, здорово иметь диплом искусствоведа, папу-коллекционера, благодаря которому инвестор с детства знает все о работах Рафаэля, Модильяни, Моне и других гениев, но это случаи единичные. Поэтому лучше рассчитывать не на себя, а на надежного продавца. Это может быть галерист, представитель аукционного дома, частный дилер. Главное – человек с хорошей репутацией на рынке. Подобные вещи узнать легко. Например, с помощью Интернета. Еще лучше – навести справки о том или ином дилере у знакомых. Наверняка в окружении найдутся люди, которые каким-то образом связаны с искусством. Надежный продавец подскажет, во что лучше инвестировать, а главное – отыщет стоящие работы.
Вторая – правильное время. Безусловно, выгоднее всего покупать работы на пике спада цен. Экономический и политический кризисы – лучшее время для инвестиций в искусство. Собственно, то, что происходит в Украине сейчас – шанс для коллекционеров сформировать серьезную коллекцию по самым низким ценам. По сравнению, к примеру, с 2012 годом цены на искусство упали в 2-3 раза. Я говорю о 90% работ. Но дело даже не в стоимости, а в широком предложении – при желании, сейчас можно найти редкого Глущенко или Шишко, Яблонскую или Бурлюка. Подобная ситуация продлится недолго – опытные коллекционеры быстро скупают уникальные экземпляры за небольшие (как для этих работ) деньги. Так что желающим вложиться в искусство следует поторопиться. Думаю, через полгода-год цены вновь пойдут вверх. На арт-рынке все очень циклично – после существенного спада всегда происходит подъем.
Третья вводная – терпение. Собиратель должен понимать, что искусство – инвестиция длинная – от пяти лет минимум. Поэтому не стоит ожидать, что обогащение произойдет на следующий день. Идеально – лет 10. За это время коллекцию можно капитализировать минимум в два раза. А то и больше.
Четвертая – менеджмент или правильное управление коллекцией. Лучше такую функцию доверить профессионалу. Одно дело отдельные работы, которые могут дорожать, другое дело – цельная коллекция. Со своей идеей и соответствующим набором работ. За цельную идейную коллекцию можно выручить минимум в полтора раза больше, нежели за картины, проданные отдельно. Важно, чтобы собрание действительно было цельным и имело какую-то идею.
Пятая – венчурные инвестиции в искусство. То есть, все что связано с риском. Зачастую это покупка работ молодых, никому не известных авторов. Но если автор “выстрелит”, то работа принесет доход не через пять лет, а через год-два. Многие инвесторы предпочитают не рисковать. Мол, лучше я куплю работы Арсена Савадова или Анатолия Криволапа – признанных современных художников, нежели потрачу деньги на непонятно кого. Что ж, такая стратегия тоже хороша. Более того – она более популярна во всем мире.
На самом деле, в Украине очень много перспективных современных художников, которых условно можно разделить на две категории – молодые (до 35 лет) и известные в стране и за ее пределами авторы. Каждая из этих категорий по-своему хороша.
Шестая – умение торговаться. В искусстве принято торговаться. При этом, торг может длиться несколько месяцев или даже лет. Не бояться “держать” свою цену – важный принцип для покупателя. Опять же – стоимость должна соответствовать сегодняшней ситуации на рынке. А для этого покупателю все же придется интересоваться, что происходит в искусстве – ходить на выставки, изучать историю искусств, читать специализированные издания, общаться с другими коллекционерами, при возможности ездить на арт-ярмарки. Это те базовые знания, которые помогут сформировать вкус и симпании, а также создать достойную коллекцию, которая принесет свои денежные плоды в будущем.