В целом, свод театральных правил обширен и мало кем соблюдается. Например, не приветствуется посещение театра в верхней одежде, с напитками, едой, (почему-то) цветами и в нетрезвом состоянии. Но театр театру рознь, здесь со мной желающих спорить не найдется. И в некоторые из них, я бы ходила исключительно после беленькой под бутербродом из форшмака. Говорят, в Венской опере, в буфете модно попивать не только известный кофе, но и поедать бутерброды с тюлькой. Хороший город Вена. Чистый. Взыскательный. С серебристыми бирками на счастливых деревьях. В нем нельзя представить себе, бесчинствующий в Одессе на Французском бульваре, могущественный горзелентрест. Даже представить себе нельзя. Но вернемся в театр. Столетиями народно-массовый голос не выключает реверс о том, что все смешалось, что «раньше» было все чинно и благородно. Взять хотя бы размер ридикюля. Я все думаю, обо всех этих «раньше». Раньше – это когда? Во времена изгнанника Данте, когда деревья были большими, арбузы сладкими, и в аду еще жгли направо и налево на дешевом газу? Я за сохранение традиций на выгодных условиях. Контракт без нафталина в нужном месте и в нужное время. Но общество так не умеет. Делать выборку, сортировать утраченные ценности по алфавиту ему не с руки. Сохраняем все подряд. По долгу службы читаю форумы о театральных делах, быстро обнаруживаю то, что нужно:
Гражданка Н. «Ну, как без рыбы, икры и конфет в буфете театра? Это же что-то наше, из советского детства!»
Я уже говорила, что икра и рыба – это хорошо. Но вот советское детство, я в театральное меню, включать отказываюсь. Оно перевешивает, оно тут доминирует, оно тут вкуснее икры получается. Преемственность такая меня не устраивает. Потому, что это опять про «раньше» и самое главное, что традиции эти, они везде. Сходи в любую государственную избу, и ты увидишь самый традиционный театр. Вот уж, где торжество Мольера по Жану Кокто. Мимикрия пространственного и временного континуума. Непревзойденная игра, где ты вечный зритель-истукан. Классика жанра. Покупаешь билет, и за свои деньги готовишься испытывать множественные волнения. И каждый раз тебе говорят: «Сегодня совершенно чудесная постановка. Мы выписали пару тройку актеров по обмену, у нас новый худрук, новый занавес, новый свет.» Но преемственность то старая. И как безбожно чиновник среднего звена переигрывает, но как отчаянно держится за хлебный монолог.
Роль искусства в бытовой, часто беспрерывно стрессовой жизни, сильно недооценивается. Это остров для страждущих, для уставших от плохой игры века гаджетов и парада реформ. Прибежище для любого изгнанника, для каждого сурового Данта. Это передышка, где скупец должен быть всегда скуп, ревнивец – всегда ревнив (снова Кокто). Театр – это настоящий сад правды. Другое дело, что растения в нем разные, любить их или не очень, дело выбора. И слово «выбор» мне нравится больше слова «раньше». Я хочу выбирать место и действо. Хочу передышки между первым и третьим звонком. Хочу и заслуживаю ее.