Сто дней Гройсмана. Признание Запада, политический консенсус и социальное затишье

Первые сто дней работы нового Правительства это всегда своеобразный психологический рубикон. Уже по первым шагам, заявлениям, решениям, инициативам, внешним и внутренним контактам видно, сможет ли этот Кабмин достичь реальных позитивных результатов. Не будем сегодня углубляться в актуальные и важные Решения нового Кабинета министров и законопроекты , инициированные Правительством. И насколько эффективны они для реализации озвученных Гройсманом плана реформ. Хотя, справедливости ради можно отметить, что позитивные тенденции и комплексный подход наблюдаются. Хотя, безусловно, есть и негативные аспекты. Не без этого. Но сегодня о другом. Давайте проанализируем главные политические вехи первых ста дней нового Кабинета министров во главе с Владимиром Гройсманом.

Фото: EPA/UPG

Признание Запада 

В отличии от хорошо и давно известного на Западе Яценюка, новый премьер Украины был человеком-загадкой. Слишком стремительным оказался взлет Владимира Гройсмана, а потому для него было исключительно важно оставить благоприятное впечатление во время своих первых международных визитов в качестве Премьер-министра. И надо отдать должное коммуникационным способностям и политическому обаянию Гройсмана, - ему это удалось. И в Вашингтоне, и в Берлине, и в Брюсселе, он имел продолжительные встречи на самом высоком уровне. Джо Байден, Ангела Меркель, Дональд Туск и другие, не менее важные политические персоны мировой политики признали в Гройсмане партнера. Пусть младшего, пусть с известным заокеанским и европейским скептицизмом. Но все-таки, он произвел должное впечатление на западный политический истеблишмент. Они увидели в нем новую политическую фигуру и человека, ориентированного скорее на результат, нежели на процесс. В общем, умудренные опытом и знанием реалий Украинской политики, наши западные партнеры согласились, как говорят в Америке, иметь дело с новым руководителем Украинского правительства. Есть ощущение, что Гройсману удалось убедить запад в своем плане модернизации страны и в своем искреннем желании достичь осязаемых результатов в самое ближайшее время. Более того, ему вроде удалось найти нужные аргументы в необходимости финансовых вливаний в нашу экономику, и в том, что именно он готов стать гарантом выполнения всех экономических и финансовых обязательств нашей страны перед кредиторами и донорами. И этот аспект можно смело отнести к серьезным успехам его первых ста дней и считать это мощным позитивным стимулом на перспективу.

Парламентские каникулы и временный политический консенсус

Убежден, что именно парламент станет осенью основным полем-боем между командой Гройсмана, для которой как воздух нужны голоса для принятия необходимых и, зачастую, непопулярных законов, и теми фракциями, для которых основная  цель, это досрочные выборы. А значит, политическая дестабилизация и дискредитация Премьера и его ставленников. Которых, и это надо признать, у него не так уж много в разношерстной команде Кабмина.  И это серьезная проблема. В Первые сто дней свое работы, Владимиру Гройсману удалось проявить чудеса дипломатии и заручиться поддержкой, пусть даже временной, не только представителей БПП и НФ, но и разных политических и  финансово-промышленных групп, таких как «Возрождение» и «Воля народа». Да и с «ОБ» пока особых конфликтов удалось избежать. По крайней мере, в публичной плоскости. Трудно сегодня сказать, какова истинная цена такого консенсуса, но как показывает практика, долговечными подобные союзы не бывают. Тем более, учитывая экономические аппетиты одних  и политические цели других. В общем, осень покажет. На сегодня,  лишь  эксцентричный Ляшко, и многоопытная Юлия Владимировна серьезно настроились на системную борьбу с Премьером с применением всех опробованных в нашей политике инструментов и технологий. Опыта лидеру «Батькивщины» в этом не занимать. Она умеет создавать предпосылки для «революционных ситуаций».  Да и главный радикал поднаторел за это время в махровом популизме. А именно популизм, Гройсман считает одним из главных врагов на пути к серьезным реформам. А потому, НЕ имея собственной политической силы и системного парламентского лобби, Премьеру будет трудно удержать этот хрупкий коммуникативный  баланс к началу осеннего политического сезона. И ему придется предложить некую новую модель политического диалога и трансформироваться из Премьера – Топ-менеджера и управленца  в реальную политическую фигуру. В Премьера-политика. Чтобы и региональные элиты так же смогли сделать определенные ставки и определить свою перспективу на ближайшее время.

А пока, можно смело заносить в актив первых ста дней  нынешнему главе Правительства его способность избегать публичных скандалов и налаживать конструктивный диалог с парламентом и внепарламентскими политическими силами. Надолго ли? Покажет время.

Социальное затишье и отложенные кредиты

Несмотря на успешные переговоры с западными финансовыми институтами, включая МВФ, кредиты Украине давать не спешат. По крайней мере, очередной транш завис уже более года.  А без мощных финансовых вливаний в нашу экономику и стабилизацию валютных резервов, трудно будет безболезненно пройти осенне-зимний период  в условиях новых тарифов и обещанных  Премьером  компенсаций  за счет  бюджета адресными субсидиями. Думаю, именно эту карту будут разыгрывать те политические силы, которые серьезно настроены на перевыборы. А тема тарифов – прекрасная возможность расшатать ситуацию, всколыхнуть социальную активность граждан и пустить  их энергию в «нужное русло». Уверен, что Гройсман понимает всю серьезность положения и готовится к игре на опережение, вырабатывая  определенные механизмы смягчения социальной напряженности. Договариваться, убеждать и находить сторонников он умеет. Однако, стоит учитывать два фактора. Первый. Судя по визиту в Вашингтон,  «списанного»  многими экспертами  Яценюка, он начал свою избирательную кампанию, а значит НФ не всегда будет заинтересован в успешном продвижении реформ Гройсмана.  А с учетом конфигурации нынешней коалиции, это может стать серьезным разрушительным фактором. Второй. Назначение Ковальчука Представителем Президента в правительстве и поведение ряда министров, не входящих в орбиту влияния Гройсмана, говорит о том, что не вся команда в правительстве заинтересована в реальном изменении  Системы координат  и крушении привычных коррупционных схем.                 

Вывод. Время Премьера-одиночки, Премьера-менеджера  проходит. Даже природный талант Владимира Борисовича находить общий язык с разношерстными группами влияния не сможет находить постоянные аргументы для убеждения партнеров  и инструменты воздействия для несогласных, без репутационных потерь.  Которыми не преминут воспользоваться его оппоненты. Еще Конфуций говорил, что люди с разными принципами и взглядами не могут найти общего языка. А потому, как бы этого кому-то не хотелось, Премьеру придется начать процесс формирования своей политической команды, как в центре, так и в регионах.  Или, как минимум, заявить об этом. На перспективу, так сказать. Такие действия могут привести к определенной напряженности в отношениях с Банковой, но они необходимы для удержания ситуации под контролем. Раз уж Гройсман не представляет большинство, он его должен создать…Да и на Западе должны увидеть в новом Премьере самостоятельного игрока, способного генерировать не только идеи, но и принимать решения. И, конечно,  наши основные политические игроки должны увидеть, что Гройсман, это не филиал АП, а самостоятельный и имеющий здоровую амбицию достичь результата, политик. Вот тогда, я уверен, ему удастся стабилизировать ситуацию внутри Парламента и за его пределами, заручиться поддержкой в Вашингтоне и Брюсселе, и одновременно продемонстрировать реальные и осязаемые результаты начавшегося «капитального ремонта страны».

А пока можно смело утверждать, что первая стодневная политическая вершина покорилась Владимиру Гройсману и создала все необходимые предпосылки для будущего.  Но необходимо  помнить, что в управлении не должно быть полуответственности…

Дмитрий Спивак Дмитрий Спивак , Политик, общественный деятель
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram