Почему именно так? Очевидно, что одна из основных составляющих коалиционных договоренностей, особенно между БПП и НФ, являлось назначение Турчинова секретарем СНБО с широкими полномочиями. Это факт. Однако плоды такого «нововведения» нам еще предстоит пожинать. И это тоже факт. Возникает резонный вопрос: так кому это нужно? Президенту? Вряд ли. Стремление П. Порошенко к мирному выходу из военного кризиса в корне не совпадают с военными «настроениями» Турчинова.
Может быть, парламенту? Убежден, что нет. Ведь практически весь инструментарий влияния и контроля над военно-оборонной доктриной уходит «из-под ног». И это очевидно.
Значит, это выгодно, прежде всего, премьеру Яценюку. Который рассчитывает таким образом через Турчинова нивелировать отсутствие своего влияния на МинОбороны. Да, и уравновесить создаваемое Антикоррупционное бюро через рычаги влияния СНБО – тоже актуальная задача. Особенно в условиях, когда самому Яценюку не до борьбы с коррупцией. Ну, не до этого ему…
Второй вопрос: почему именно таким способом проталкивали этот Закон, дающий беспрецедентно широкие полномочия секретарю СовБеза? Ответ лежит в плоскости внутренних взаимоотношений в коалиции. Это страх перед возможным (очередным) демаршем Премьера и, как следствие, развалом коалиции на старте. Учитывая всю совокупность этих факторов, парламент «вынужден» был взять на себя всю ответственность за ТАКУЮ процедуру принятия решений. В противовес действующему Регламенту ВРУ и не замечая некоторых «нестыковок» с Конституцией.
Не хотелось бы, однако, чтобы это вошло в привычку. Иначе мы откроем очередной ящик Пандоры.
Теперь по сути этого кадрового решения. Знаете, какая геометрическая фигура самая крепкая и устойчивая? Равнобедренный треугольник. Так же и в политике. Самая устойчивая конструкция власти в сегодняшней системе координат, это треугольник: президент - парламент - правительство. Система сдержек и противовесов в парламентско-президентской республике в данной конструкции сбалансирована. Появление на этой карте ТАКОГО СНБО с ТАКИМИ полномочиями, безусловно, разрушит эту устойчивую конструкцию власти. Перетягивание каната за право «быть главным» - неизбежно. А это неминуемо приведет к разрушительным процессам. Это, во-первых. Во-вторых, двух главнокомандующих и двух ЦЕНТРОВ принятия решений в сфере национальной безопасности и обороны страны - не может быть по сути. Такая форма не работает.
Более того, необходимо учитывать такие факторы, как личностные характеристики и политическую принадлежность персоналий. «Ястребы» и «голуби» обречены на конфликт. А в данном случае, конфликт интересов и влияния. Более того, учитывая ручное управление экономикой и «ручное регулирование» бюджета, велика опасность дисбаланса финансирования между военно-промышленным комплексом и «мирными» отраслями экономики. А в условиях серьезных проблем с бюджетом, такая диспропорция обязательно приведет к тому, что основополагающие столпы социально ответственного государства - здравоохранение, образование, культура, молодежь и социальные программы - останутся на задворках.
Таким образом, можно говорить о том, что появление внутри треугольника еще одного центра притяжения рано или поздно может привести к «перекосу конструкции», которая под такой тяжестью может «развалиться». На радость врагам нашей страны, представителей пятой колонны и кликуш- оппозиционеров, жаждущих реванша.