Можно смело провести параллель с сегодняшней ситуацией в Крыму. На вопрос: «А существует ли сегодня реальная угроза потери Украиной Крыма?», можно смело ответить: «Там, где есть Крым, там всегда есть угроза его потери». Почему? Да потому, что территория, искусственно присоединенная к территории Украины, так и не смогла прижиться, стать частичкой единого целого, ментально и культурологически вписаться в общую канву украинского государства. Противоречия, изначально заложенные в структуру населения и территории, постоянно напоминали о себе. В зависимости от экономических и политических комбинаций, как на внутренней арене, так и на внешней орбите. Крымско-татарское население, взывающее к историческим корням, наряду с русским населением, считающим эту землю российской, в сочетании с насаждением украинской культуры и языка – вся эта гремучая смесь не могла сосуществовать долго в мире и согласии.
Более того, присутствие Черноморского Флота стало перманентным раздражителем и нарушало систему сдержек и противовесов этих трех составляющих. Подписанные несколько лет назад «Харьковские соглашения», стали не только «миной замедленного действия», но, как показали последние события, и «силой быстрого реагирования». А если сюда прибавить отсутствие какой-либо внятной государственной гуманитарной политики, направленной на нивелирование противоречий и создание объединительных парадигм, то становится очевидным: «мир иллюзий», в котором пребывали все руководители современной Украины за 22 года независимости, стал ничем иным, как иллюзией мира на Крымском полуострове. Достаточно было «одной-двух вспышек», выводящих эту хрупкую конструкцию из равновесия, достаточно было мало-мальски подходящего повода – и всем «вдруг» стало очевидным: а Крым то «не украинский…».
Крым просто устал от украинских реалий последних 10 лет. Две «революции», а между ними – постоянная тотальная пропаганда, направленная не на объединение и созидание, а на раскол и разрушение. Именно украинская политическая элита, жонглируя «взрывоопасными» темами, вроде языка, истории, культуры и религии привела к сегодняшней ситуации. Все эти «чуждые» крымчанам посылы попадали на благодатную почву, вызывая отторжение и стремление к сопротивлению. И это естественный процесс.
Когда навязывают чуждые тебе элементы, ты невольно сопротивляешься и находишься в поиске выхода. И не только в переносном смысле. А Россия – тут, как тут. Ничего и делать не нужно. За исключением массированной и многолетней пропагандисткой доктрины, которую с успехом проводили в Крыму не только СМИ, но и всевозможные неправительственные организации и фонды. На фоне ничего не замечающей украинской власти, которая вчистую проиграла информационную и технологическую войну. И не смогла сделать Крым частичкой единой модели украинской самоидентичности.
А значит, несмотря на общие границы, интересы и чаяния оказались разными. Это следует признать. И больше не прибывать в миру собственных ошибочных иллюзий. Ведь Крым не единственная территориальная единица современной Украины, в которую начинают закладывать очень взрывоопасные зерна. В не менее благодатную почву. Разве что, без военно-морских вооруженных сил. Значит, время на самоопределение и на формирование единой украинской национальной идеи, с учетом современных политических, экономических и социальных вызовов, еще есть. Но его очень мало. Главное, по государственному воспользоваться временем и возможностями.