ГлавнаяБлоги

Дорогой сыр из Европейской мышеловки

11 апреля 2012 в киевском отеле «Премьер-палас» состоялась международная конференция «Риски экономической дезинтеграции и поиск новых форматов взаимодействия между Украиной и Евразийским Союзом». Организаторами конференции выступили Центр социально-консервативной политики и Российско-Украинский Информационный Центр; в статусе партнеров присутствовали: ассоциация «Поставщики Таможенного Союза» и Центр системного анализа и прогнозирования.

Среди докладчиков – лидер КПУ Петр Симоненко, председатель Украинского союза промышленников и предпринимателей Анатолий Кинах, депутаты Вадим Колесниченко (ПР), Сергей Гриневецкий (Народная партия), уполномоченный Кабинета Министров по вопросам сотрудничества с СНГ и ЕврАзЭс Валерий Мунтиян, представители комиссии Евразийского экономического союза, политологи и эксперты.

Разумеется, это уже не первая конференция на данную тему, и 80-90% информации и аргументации было приведено ранее. Тем не менее, на этот раз появились некоторые свежие вводные.

Так, судя по всему, время уговоров со стороны России заканчивается – Украине предлагается сделать выбор «или – или». «Либо ты будешь членом привилегированного клуба — Таможенного союза — в высшей степени интеграции, либо остаешься за бортом со всеми вытекающими последствиями, ведь нельзя получать выгоды, не будучи полноценным членом объединения», – откровенно заявил советник посла РФ Игорь Севастьянов. При этом, по мнению дипломата, разговор о вступлении в ЕС не совсем адекватен реальной ситуации, так как «в планах расширения союза на 20 лет Украина не присутствует».

Что же касается сухого языка цифр, то в прошлом году украинский экспорт в страны ТС составил 34.6% от общего объема экспорта (в РФ – 29.1% , в Беларусь – 2.8% , в Казахстан – 2.7%). Импорт из ТС – 42.6% от общего объема импорта (из РФ – 35.6%, из Беларуси – 5.0%, из Казахстана – 2.0%). Для справки: экспорт в ЕС составляет 26.3% от общего, импорт из ЕС – 31.2%.

Очевидно, что, никак не умаляя значения западного внешнеэкономического вектора, упрямая статистика настаивает на приоритете восточного направления в смысле снятия всевозможных барьеров и ограничений на перемещение товаров. Но еще более упрямые «еврофреники» твердят нам о стратегических выгодах доступа наших товаров именно на рынки ЕС, – с точки зрения повышения их конкурентоспособности за счет внедрения неких «современных технологий»…

В этом плане весьма интересны и поучительны цифры, которые были приведены в докладе на конференции председателем правления украинской ассоциации «Поставщики таможенного союза» Олегом Ногинским.

В 2011 году доля готовой продукции в экспорте Украины в страны ТС составила 60%, доля сырья – 40%. С экспортом в страны ЕС ситуация не просто диаметрально противоположная, а, как любят в таких случаях заявлять наши новые старшие братья – «драматическая»: 82% сырья и только 18% готовой продукции.

В связи с этим возникает два, хотя и риторических, но вполне закономерных вопроса. При экспорте на какой рынок большая доля добавленной стоимости остается в Украине? И какой из рынков в большей степени способствует научному и технологическому прогрессу в Украине?

Дополнительно, что называется, информация к размышлению: в увеличении промышленного производства в 2011 году на 7.3% преобладал рост перерабатывающей промышленности (+7.7%) над добывающей (+6.9%); в машиностроении прирост составил 17%.

На конференции различными докладчиками поднимался вопрос о тех выгодах и преференциях, которые получит Украина от возможного участия в ТС. Но, пожалуй, наиболее наглядна информация о том, что УЖЕ получила соседняя Беларусь. Прежде всего, это цена на российский газ в диапазоне $130 – 160 за тыс. куб. м. Как говорится, почувствуйте троекратную разницу… Уже со следующего года, Беларусь перейдет на унифицированный (т.е. единый с Россией) тариф при транзите грузов через РФ, что означает его снижение в 2.5 – 3.5 раза.

Что же касается выгод от вступления Украины в т.н. всеобъемлющую и углубленную зону свободной торговли с ЕС (ЗСТ+), то кроме громких слов о неизменности евроинтеграционного вектора Украины, никаких цифр, подтверждающих выгоду от вступления в ЗСТ+, до сих пор не приведено. Сразу вспоминается ситуация со вступлением в ВТО, когда единственным обоснованием выгодности (+1.5% ВВП) стал расчет по компьютерной модели мировой экономики, состоянием на 2001 год (Украина, напомним, вступила в 2007-м).

Собственно говоря, желающие могут ознакомиться с условиями ЗСТ+ на сайте Европарламента в разделе «Проекты». Разумеется, при условии владения в необходимом объеме английским языком. Причем чтение можно начинать сразу с заключительных положений, где описан порядок введения в действие ЗСТ+. Вкратце это выглядит так: Украина открывает и отменяет все и сразу, ЕС – на протяжении 10 лет, не все и не обязательно…

Но, что самое страшное, Зона свободной торговли с ЕС не позволит украинским товаропроизводителям продавать даже в Украине свои товары, если они не соответствуют европейским нормам…

Конечно, нам не впервой подписывать договора подобного содержания, но впервые – подобного масштаба…

Дмитрий Джангиров Дмитрий Джангиров , Хроники разлома
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram