По факту, предлагаемые изменения в конституцию, фактически убирают с Президента функции исполнительной власти. В то же время за Президентом оставлена функция наложения вето на законы ВР, функция главнокомандующего вооруженных сил, функция формирования дипломатического корпуса во всех странах и некоторые другие функции. Что есть большой кусок ответственности.
Из плохого:
1) к огромному сожалению рассмотрение Конституции проводится в совершенно закрытый для общества способ. Документ в лучших традициях "системы одобрямс" роздан на обсуждение депутатам и уже отправлен в Венецианскую комиссию... При этом данный документ нигде не опубликован. Его нет на сайте ВР. Фактически, только благодаря позиции Украинской правды, удалось ознакомиться с данным текстом. Такое поведение законодателей в отношении главного документа государства и в отношении ее граждан лишний раз подчеркивает мысль, что необходима полная замена существующей законодательной власти в стране в самое ближайшее время.
2) проект Конституции гораздо упрощает вопрос импичмента Президента. И хотя этот вопрос вероятно положительный, в то же время хочу заметить, что лишение полномочий депутата ВР фактически оставлено без изменений. Какого-то контроля обществом депутатов и возможность их отзыва в проекте отсутствует. Более того, даже выход из партии от которой депутат прошел, по проекту не будет являться основанием для потери депутатского мандата.
3) Президента предлагают лишить неприкосновенности. В тоже время неприкосновенность депутатов остается, что есть явно неправильная позиция. С учетом отбора полномочий Президента по исполнительной власти и закрепления контроля над законодательной властью, скорее было бы логичнее лишить депутатов неприкосновенности так же.
4) выглядит очень странным, что будучи главнокомандующим, министра обороны назначает не Президент, а кабинет министров. Это скорее выглядит как сапожник без сапог.
5) в проекте чувствуется, что не продуман вопрос территориально-административной реформы и функций местного самоуправления. Проект содержит коллизии. Выделены понятия регион-район-громада. В тоже время часть пунктов Конституции содержат другое деление.
6) Многие переходные положения Новой Конституции имеют ссылки на далекий 1998 год, что является нонсенсом. Но самым главным нонсенсом есть попытка закрепления в переходных положениях очередных выборов в ВР в 2017 году.
Из хорошего:
1) Изменение принципов работы судебной системы. Ее основа - минимизация воздействия исполнительной и законодательной власти на назначения судей. Президент и ВР лишена функции назначения судей. Эта функция перенесена на Высший совет юстиции.
2) Президент лишается своей вертикали исполнительной власти. Фактически ликвидируются областные и районные Администрации. В условиях децентрализации власти и передачи власти на местные общины, Президентская вертикаль является, явно избыточной. Вместо Администраций предлагается оставить представительства, с подчинением Кабинету Министров. В функции представительств заложен контроль.
Передача исполнительной власти на Кабинет Министров с учетом их иммунитета на работу на 1 год и минимизации их полномочий на местном уровне будет способствовать минимизации долгоиграющих коррупционных схем.
3) Думается в лучшую сторону решен вопрос формирования парламентского большинства. Он теперь формируется не на основании партий, а на основании простого большинства депутатов. Это позволит убрать руководящую и направляющую роль лидеров фракций, и позволит депутатам проводить более самостоятельную позицию.
4) внесено предложение изменить способ голосования депутатов, которое исключает голосование за другое лицо. Будут ли это отпечатки пальцев или другие технические устройства покажет время.
5) Право законодательной инициативы, правда пока только по одному из альтернативных вариантов, предлагается также обеспечить по инициативе 100 тыс. граждан. Было бы хорошо, если бы была организована система законодательных новаций на основе электронного голосования по аналогу петиций Белого Дома США и требующая все-таки не 100000 а 10000 поддержки населения.
6) Крым в Конституции представлен как одна из территориальных единиц, закрепленных в Конституции, что дает уверенность, что Украина готова будет бороться за его возвращение в состав Украины.
Общий вывод: документ еще явно требует доработки, но содержит больше положительных новаций, чем отрицательных. В то же время попытка через Переходные положения протянуть полномочия текущей полностью дискредитировавшей себя ВР до 2017 года - есть полностью не согласованной с обществом позицией, который лишь приведет к штурму ВР и опять даст основания утверждать о не легитимности законодательной ветки власти. Этот пункт должен быть исключен из переходных положений и выборы в Раду должны быть назначены на осень этого года.