Сейчас международным стал английский язык. Но есть люди, которые учат иностранный исходя из понятия литературности, даже своеобразного традиционализма. Ведь совсем недавно знание французского позволяло определить ваше сословное положение.
Нынче за изучение французского принимаются несколько сентиментальные натуры, - не практичные. Но в случае Александры Ромашко приятность принесла полезность. Итак, Саша Тимофеева-Ромашко училась себе в 1-ой художественной школе, - «той самой», имени Костанди, потихоньку, «для себя», изучала французский. В 14 лет состоялась её первая персональная выставка в «Доме с ангелом», центре Литвака.
И тут пришло время дополнительной интриги… Старшая сестра художницы Яна больна ДЦП, она проходила курс реабилитации при центре Литвака, который в далёком 1997-ом только ещё создавался, обустраивался. Людмила Ромашко, их совместная мать, как натура действенная, доброжелательная многому там помогала. Вот так и случилось, что первая «персоналка» была у совсем юной тогда художницы в «Доме с ангелом».
Саша успешно закончила школу Костанди, затем нашу, Одесскую, академию строительства и архитектуры, попала в число трёх счастливчиков (БЛАГОДАРЯ ЗНАНИЮ ФРАНЦУЗСКОГО в том числе), которые были отобраны для дальнейшего обучения в Высшей Национальной школе архитектуры в городе (-побратиме) Марселе.
Диплом которой она получила в 2010-ом году. А в 2013 году выиграла право на резиденцию в Fondation Franck Tenot… Ой, получается словно написание некоего «CV» (curriculum vitae – краткой биографии, эдакого официального отчёта о творческом пути), но я всё веду к тому, что «Знать языки: не только приятно, но и полезно».
Н-да, обучаясь в Марселе, а в 2013-ом став стипендиатом «Camac» (по-французски нужно читать как «Камак»), Саша естественно «погрузилась в среду», более глубоко постигала природу французской натуры, их привычек, традиций и ценностей. (Извините за очередные скобки, но полагаю/знаю ей, как и мне «после» многое в родной стране кажется дикостью и нелепостью).
На выставке в «Доме с ангелом» представлена исключительно графика, - классическая, т.е. акварель, рисунки карандашом, но и пастель. Живописи – нет, - прям снобизм какой-то. А то у нас даже первоклассные офортисты, все графики ушли в живопись… причины известны: масло лучше «уходит». Экспозиция выгладит очень академично, словно бы отчёт в освоении «Марсельской школы». Хотя акварель содержит «настроенческий» посыл: ввысь и обращении к человечеству. Забавен дом марсельский, который без подписи можно принять за вполне такой себе одесский угловой «будинок». И всё сделано так славно, так точно. Даже захотелось заполучить собственный портрет, знаете, такой «как раньше», как «на старой фотографии».
Директор же галереи при «Доме с ангелом» Светлана Григорьева, которая знает Сашу и её семью много лет, замечает, что «несомненно, здесь явлен талант, который вполне мог бы быть разделён пополам».
Да, сама выставка получила такое себе французско-когнитивное наименование: «Знакомство: Connaissance».