ГлавнаяБлогиБлог Дарьи Бадьёр

Билет в один конец

В прокат выходит “Элизиум” - голливудский дебют южноафриканца Нила Бломкампа, полюбившегося поклонникам научной фантастики своим фильмом “Район №9”. Удивительным образом “Элизиум” способен стать и политическим памфлетом, и долгожданным “умным” блокбастером для взрослых, и главным разочарованием лета.

В 2009 году Бломкамп, обретя в лице Питера Джексона добродетеля и спонсора, выделившего 30 млн долларов на полнометражный дебют, снял “Район №9”, затрагивавший болезненную для режиссера проблему апартеида в Южной Африке. Благодаря этому фильму его записали в главные надежды научной фантастики в кино. Подтвердить свой статус молодой (всего-то 33 года) режиссер должен был “Элизиумом” - фантастическим боевиком о социальной несправедливости, существующей на планете Земля образца 2154 года.

Как и в “Районе №9”, в “Элизиуме” все строится вокруг социального конфликта: зажравшиеся богачи живут на вертящейся на орбите гигантской космической станции, которая и дала название фильму, - в достатке, дыша свежим воздухом и излечиваясь ото всех болезней, в то время, как остальное население - обедневшее и измученное - осталось дышать смогом на Земле. Бедняки при этом пашут на богатых едва ли не за еду, богатые соблюдают свою безопасность, отгородившись от нижнего класса не только несколькими сотнями километров, но и жестоким министром обороны с внешностью Джоди Фостер, не брезгующим применять самые жесткие меры против нелегалов, пытающихся попасть в орбитальный рай.

Впрочем на Земле не все так безутешно - находится человек, своими амбициями превосходящий сородичей. Герой Мэтта Дэймона, Макс, с детства мечтал скопить денег на билет в один конец на Элизиум, но не затем, чтобы восстановить социальную несправедливость, а затем, что так ему хочется. Пожалуй, именно эгоистические мотивы главного героя и позволяют первой половине фильма не скатиться в антиутопическую социалистическую агитку, которой “Элизиум” в итоге с большим успехом прикидывается.

Эта двойственность - с одной стороны - рассказ о том, что все плохо и “наш мир в полной жопе” (цитата из интервью Нила Бломкампа московской “Афише”), который просто не может закончиться хорошо, с другой - приторный и сдобренный примитивными сценарными решениями блокбастер, который якобы должен кого-то развлечь, - немного настораживает.

Опыт “Одинокого рейнджера” показывает, что представления голливудских продюсеров о том, что и как развлекает зрителя почему-то расходятся с реальностью, что приводит к печальным результатам. Впрочем, наверняка “Элизиуму” участь “Рейнджера” не грозит: у него бюджет поменьше и отзывы критиков получше (впрочем, когда это критики решали судьбу картины?).

Чем “Элизиум” точно не станет - так это тем, чего от него ждали фанаты научной и не очень фантастики, изголодавшиеся по новым сюжетам, визуальным находкам и вообще - мало-мальски внятным историям.

Конечно, ставить крест на амбициозном и умном режиссере пока рано, но надо отдать ему должное - свой шанс Бломкамп прошляпил. Придумав неплохую затравку, задействовав легенду кинофантастики Сида Мида, бывшего дизайнером в “Бегущем по лезвию” и “Чужих”, взяв на главные роли хороших актеров, Бломкамп нещадно слил концовку. С одной стороны, она вроде должна зрителей удовлетворить, а с другой - предполагается, что после фильма они ощутят дискомфорт, зададутся неудобными экзистенциальными вопросами. Если, конечно, проберутся через сонм ванильных флэшбеков, которые Бломкамп разбросал по фильму в лучших традициях Терренса Малика.

Как выглядит Элизиум внутри
Как выглядит Элизиум внутри

В общем, кажется, что Нил Бломкамп, восходящая звезда сай-фай небосклона, оказался на распутье. Ему теперь или голливудские блокбастеры клепать, повышая сумму бюджета и идя на мировые с вечно понижающими возрастной ценз продюсерами, или уходить обратно в нишу малобюджетных, но душевных фильмов, не наступая при этом на горло собственной песне. Понятное дело, что если “Элизиум” будет успешным, продюсеры еще какое-то время будут давать ему карт-бланш, но все мы знаем цену студийных карт-бланшей. Терри Гиллиам и “Братья Гримм”, Дэвид Линч и “Дюна”, Дэвид Финчер и “Чужой 3” - отличные примеры, кому интересно.

Таким образом, что имеем в сухом остатке? Кристофер Нолан снимает амбициозный фильм под названием “Межзвездный”, его бессменный оператор Уолли Пфистер дебютирует в режиссуре с “Превосходством” об искусственном интеллекте, маргинал Винченцо Натали будет экранизировать “Нейроманта” Уильяма Гибсона (если деньги найдет, конечно), на визионере и любителе картона Мишеле Гондри висит экранизация легендарного “Убика” Филипа К. Дика (это книга, с которой Нолан содрал свое “Начало”, если что), еще одна надежда сай-фая - на этот раз из Великобритании - сын Дэвида Боуи Дункан Джонс собирается снимать “Варкрафт”. Но это уже из немного другой оперы, конечно.

В русских интернетах когда-то ходил хороший анекдот, распространяемый бывшим кинокритиком Романом Волобуевым, о том, как после выхода “Района №9” разговаривал с Нилом Бломкампом о будущем фантастики. На следующее утро после интервью Бломкамп встречает его и говорит: “Слушай, я вот думал всю ночь насчет будущего сайфая. Технологии, идеи — это фигня все. Главное, чтоб Ридли сейчас пятого «Чужого» не запорол”.

Ну а что дальше было, вы и так знаете.

В прокате с 8 августа.

Дарья Бадьёр Дарья Бадьёр , Редактор раздела "Культура", кинокритик
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram