При этом фактом является и то, что достаточно большая часть населения региона поддерживает самопровозглашенные «народные республики». И за последние дни я все больше понимаю тех людей, хотя и не могу оправдать терроризм и преступления против человечности, совершенные бандитами.
После начала войны с бандитами и сепаратистами на Востоке Украины власть не позаботилась о гуманитарной составляющей, что привело, в общем, к гуманитарной катастрофе. Напомню, что лишь на этой неделе президент Порошенко распорядился создать «коридор» для выхода людей из зоны боевых действий при том, что эти действия продолжаются не первый месяц.
Волна беженцев постепенно нарастает, захватывая Киев, Харьков, Днепропетровск, Львов, Одессу. Я попытался поинтересоваться у министерств и высших чиновников, которые должны были бы заниматься вопросом беженцев, как и что, где люди живут, в каких условиях, за что питаются, есть ли у них работа и соцобеспечение.
Так вот, ни Министерство социальной политики, ни Минэкономразвития, ни Минфин, ни профильные департаменты и представители Львовской, Киевской, Одесской, Харьковской и Днепропетровской администраций не захотели вообще давать комментариев по этому поводу.
В Минсоцполитики один из служащих мне рассказал, что у них никакой координации, данных и контроля нет. Нет ее и у Минфина и других ведомств. То есть, люди предоставлены сами себе. Сколько, куда и как выехало людей из Донбасса – никто не знает и не может сказать, что с ними случилось и живы ли они вообще. Молчат телефоны или не могут ничего сказать и главы профильных комитетов парламента.
Некоторые общественные организации Украины рьяно обращаются к мировому сообществу, чтобы оно помогло избежать гуманитарной катастрофы. Но она уже по факту наступила, а общественность лучше бы заставляла работать свою власть, нежели пеняла на международные организации. Если украинская власть не может четко ответить на простые вопросы – что толку от Европы!
Мне пишут в соцсетях жители Донбасса. У них – противоречивые чувства: с одной стороны им страшно оставаться, но, с другой стороны, - ехать им тоже некуда.
У людей на местах нет информации – куда, как и зачем им ехать, что они получат на новом месте и как дальше сложится их судьба. Нужно понимать, что у них в Донецкой и Луганской областях – работа, жилье, семьи, и все это нельзя просто взять и бросить.
Государство же в этой ситуации молчит и лишь может предоставить телефоны центров помощи в регионах, не более. Ответственных ни в регионах, ни в правительстве, ни в органах власти – нет.
Мирные жители на Донбассе оказались зажаты в тиски: они могут выступать против террористов, но их некому защитить. Бандиты хорошо вооружены российским оружием, а чем против них будет сражаться студент-медик или юрист? Киев ответов на эти вопросы не дает.
Не дает он ответов и на вопрос, что будет дальше. Беженцы, с которыми мы общались в Киеве, в очень подавленном состоянии, но все равно хотят вернуться домой. Вот только ни я, ни государственные чиновники не могут сказать, смогут ли они это сделать и будет ли куда возвращаться.
Как восстанавливать хозяйство и восстанавливать ли вообще – никто не знает. Многие люди просто говорят: «Нас предали. Нас предал Янукович, но теперь нас предает и новая власть».
Из всех донецких и луганских ребят, с которыми я общался, не захотел ехать в Киев никто. Мотивация проста – а семья? А что потом? А как жить? С кого потом спрашивать? На эти вопросы у меня ответа, увы нет. Не нашел я этого ответа и у госчиновников.
К сожалению, отсутствие качественной гуманитарной политики и бюрократическая чехарда не благоприятствуют наведению порядка на Донбассе. Десятки тысяч людей, которые предоставлены сами себе, вряд ли станут лояльно относиться к Киеву в будущем, даже если терроризму и обломают хребет.
Мы сами создаем себе врагов, ожесточая и оскотинивая людей. Возможно, стоит задуматься и не только уничтожать террористов, но и заботиться о мирных жителях? Они ведь тоже наши граждане, граждане Украины!