Первым свою позицию о желательности и условиях закупок у "Газпрома" изложил президент Порошенко. Он по-своему переформулировал чёткое решение Стокгольмского арбитража. Согласно которому требования договора 2009 года по объемам закупаемого Украиной у России газа снижены в десять раз — с 52 млрд куб. м до 5 млрд куб. м. (это примерно половина нынешнего импорта газа в Украину). Комментируя решение арбитража, в прошлом месяце президент Петр Порошенко нарисовал совсем другую, какую-то виртуальную картинку. В которой Россия настойчиво упрашивает (!) купить у них газ, а Украина на своё усмотрение может брать, а может и не брать российский газ: «Что произошло в течение последних двух лет? Мы энергетически независимы. Они (Россия) стучат: может возьмете наш газ? Нет, у нас все хорошо. Если он будет дешевый и честный, не коррупционный, – пожалуйста». И лишь при соблюдении этих условий власти Украины готовы пойти на такой шаг. Якобы «для того, чтобы снизить тарифы для наших людей» (ниже будет о том, почему "тарифы для наших людей" не могут быть причиной возвращения к закупкам у "Газпрома", не говоря уже об объеме в 5 миллиардов кубов. Если, конечно, понимать под упомянутыми президентом "нашими людьми" такую категорию потребителей газа как население).
Оппонируя Петру Порошенко, глава фракции «Народный фронт» Максим Бурбак заявил, что вне зависимости от привлекательности ценовых предложений российского монополиста. контракт закупок у «Газпромом» ни при каких обстоятельствах не может быть продлен. И с 2020 года предметом договоренностей с Москвой может быть только транзит российского газа через территорию Украины. Кроме того, Бурбак предложил уже сейчас договариваться об импорте американского LPG-газа, который поступает в Литву и Польшу. И вести речь не о возможности долговременных закупок у "Газпрома", а о расширении поставок газа из Европы с тем, чтобы в перспективе поставить вопрос о "полноценном присоединение Украины к газовой сети Евросоюза".
Последнее в ближне- и среднесрочной перспективе представляется маловероятным. Но что касается предложений категорически исключить закупки российского газа после 2019 года и сохранить возможность обеспечения страны газом за счёт реверсных поставок из Европы - они вполне реализуемы (особенно с учётом того, что ЕБРР чётко заявил, что даст кредит “Нафтогазу” только на закупки газа в Европе, а не у "Газпрома"). Правда, для этого нужны не заявления политиков, а утверждённая на уровне СНБО стратегическая программа обеспечения страны газом с учётом решения Стокгольмского арбитража.
Пока этой программы нет, лица, причастные к принятию решения о поставках газа в Украину, продолжают излагать свои противоположные подходы. От политиков эстафетную палочку приняли глава "Нафтогаза Украины" Андрей Коболев и министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик. Коболев заявил, что "Нафтогаз" готов начать закупки у "Газпрома" уже в первом квартале этого года. А всего в этом году закупит около 4-5 миллиардов кубометров газа у России: "Цена, которую сейчас обязан установить Газпром, является очень привлекательной. Этим экономическим бенефитом надо пользоваться".
В ответ Насалик указал на то, что руководитель НАК никаким образом не синхронизовал свое заявление с министерством, формирующим государственную политику. А также на то, что правительство, принимая финансовый план "Нафтогаза", не рассматривало возможность закупки российского газа.
Министр также опроверг аргументацию президента и других политиков о том, что возобновление импорта недорогого российского газа позволит снизить тарифы для населения. Он указал, что на самом деле поставки любого импортного газа, в том числе и российского, не оказывают существенного влияния на тарифы для населения. Поскольку Украине удалось за полтора года уменьшить импортную закупку газа для обеспечивающих нужды населения предприятий-поставщиков газа со специальными обязанностями (ПСО) до 0,9 млрд куб. м. "И мы, развивая "Укргазвыдобування", вообще рассматриваем возможность, что к концу года этот дефицит в 0,9 млрд куб. м будет отсутствовать. Формулируя цену газа для населения мы уже не будем связываться с импортным паритетом – для ПСО нам не нужен будет импортный газ. А коммерческие структуры пусть закупают, где считают нужным", - заявил Насалик.
Несмотря на то, что предложения побыстрее вернуться к закупкам у "Газпрома" время от времени продолжают раздаваться, можно спрогнозировать, что этот вопрос не будет решен раньше второго квартала этого года. Поскольку в феврале ожидается решение Стокгольмского арбитража по второму ключевому моменту газового спора между Украиной и Россией - транзитному контракту. Оно может кардинально изменить ситуацию и стартовые позиции сторон в переговорах об условиях закупок у "Газпрома".
«Нафтогаз» добивается уплаты $16 млрд компенсации за невыполнение «Газпромом» своего обязательства. Если арбитраж присудит 16 млрд компенсации, то это будет означать разгром «Газпрома», потому что подобного сокрушительного удара они еще не испытывали», — указывает руководитель аналитического центра «Глобалистика 21» Михаил Гончар.