Экскурс в историю: как менялась Конституция
С 1996 года, когда был принят Основной закон, изменения в него вносили и предлагали вносить несколько раз. Самыми громкими были случаи смены формы правления — с президентско-парламентской на парламентско-президентскую и обратно. И так несколько раз.
Сначала в 2004 году Верховная Рада существенно урезала полномочия Президента, но через 6 лет под натиском Виктора Януковича Конституционный суд признал изменения антиконституционными и вернул редакцию 1996 года. Что интересно — парламент так и не проголосовал по этому решению, что позволило в 2014 году снова вернуться к парламентско-президентской форме правления образца 2004-го. Ведь ликвидация изменений в Основном законе только решением Конституционного Суда без соответствующего голосования в парламенте противоречит положениям Конституции в любой редакции: и 1996, и 2004 года.
На фоне такого «маятника» относительно формы управления государством изменения, происходящие с 2014 года в рамках судебной реформы или связанные с переименованием Днепропетровской области, кажутся незначительными. Этим летом Президент и депутаты вновь заговорили о серьезных трансформациях Основного закона. Некоторые из них ждут утверждения в парламенте с 2015 года.
Что предлагают изменить в ближайшее время
Краеугольным камнем предлагаемых новшеств остается президентский законопроект о снятии с народных депутатов неприкосновенности. Конституционный суд признал проект закона конституционным, но сами нардепы не спешат избавляться от своего «щита», хотя почти все фракции в парламенте декларируют формальную поддержку снятию неприкосновенности. Последствия такого решения очевидны: парламентарии перестанут чувствовать себя безнаказанными и начнут выполнять работу как нанятые менеджеры, которых можно уволить за невыполнение показателей. С другой стороны, необходимо обеспечить депутатам из разных фракций защиту их политической позиции.
Еще одно новшество, которое предлагает внести в Конституцию Петр Порошенко, это намерение вступить в Европейский Союз и НАТО. Президент хочет закрепить эту внешнеполитическую позицию в Преамбуле Основного закона. По словам некоторых экспертов, это подтвердит серьезность наших стремлений для международных партнеров и обеспечит нерушимость внешнеполитических приоритетов перед каждым новым правительством. Однако взглянув на историю нашей многострадальной Конституции, говорить о каком-либо постоянстве не приходится.
И снова оказалась под вопросом форма правления в Украине. Некоторые политики уверяют, что страна устала от противостояния Президента и парламента, поэтому предлагают на уровне Основного закона сделать наше государство парламентской республикой. В таком случае Верховная Рада будет формировать правительство и выбирать президента. Так, как это происходит в Германии, Австрии, Венгрии и ряде других государств Европы и мира. Сама по себе модель не лучше и не хуже других, только вот что она принесет конкретно нашей стране? Станет ли новая форма управления гарантией исполнения взятых на себя обязательств и шагом вперед?
Безусловно, всё рано или поздно устаревает и нуждается в изменениях. Даже самая передовая и демократичная Конституция в какой-то момент времени перестает быть актуальной, или по крайней мере — некоторые ее положения. Стране, которая переживает кризис и войну, очень важно понять, насколько действительно необходима очередная конституционная реформа для реальных изменений. Пока что, глядя на украинскую действительность, всё это жонглирование формами правления похоже на приевшийся цирковой трюк, а не попытку сдвинуть систему с мертвой точки.