Бременские музыканты

Наш мир полон неожиданностей, которые иногда кажутся сюрреальными. Я провожу мастер-класс для студентов консерватории Бремена - города на севере Германии, известного не только скульптурной группой бременских музыкантов из сказки братьев Гримм, но и своей историей гордого независимого города ремесленников. С культурой в Бремене тоже все в порядке – местный концертный зал, где мне довелось сыграть в этот раз, называется не филармонией, но DIE GLOCKE – «Колокол», и знаменит своей фантастической акустикой. На следующий день после концерта, полного зала, общения с немецкой рафинированной публикой – захожу в консерваторскую аудиторию, где на мастер-класс записались 10 студентов.

Фото: permnew.ru

Из десяти молодых людей восемь – из Южной Кореи, один испанец и русскоговорящий Артем. В паузе я спрашиваю у коллеги – ирландского профессора, уже много лет преподающего тут – а немцы у вас вообще учатся? Профессор с печалью отвечает – «все меньше и меньше. И это печально – мы ведь преподаем западную музыку; кто будет нашу европейскую традицию дальше передавать?» И сам отвечает – «наверное, вы – славяне, у вас пока с уровнем профессиональной подготовки все в порядке».

Сама эта ситуация наводит на много размышлений – но самый интересный сюрприз еще впереди. Артем оказывается молодым талантливым пианистом из Донецка! Он здесь уже 5 лет, уезжал еще до войны, но все его родственники сейчас там. В конце мастер-класса профессор предлагает всем послушать, что один украинский пианист посоветует другому при исполнении украинского автора Прокофьева. Мы с Артемом удивляем корейскую молодежь тем фактом, что Сергей Прокофьев родился на Донбассе. Я вспоминаю о том, что донецкий аэропорт носил имя Прокофьева. Картинку разбомбленного донецкого аэропорта хорошо знают все присутствующие. Немая сцена. Восьмая соната Прокофьева в этом контексте приобретает абсолютно сюрреалистический смысл…

Организаторы моего визита в Бремена обозначили его девиз так – «Украина. Взгляд на культуру, а не войну». За несколько дней, которых я бы назвал «пропаганда – туром Украины в Бремене», кроме собственно концерта было много дискуссий и встреч социально-политической направленности. Если коротко, то вывод для меня ясен – над образом Украины в Германии надо еще много работать, он для обычного немецкого бюргера очень неоднозначен. Российская пропаганда очень действенна, украинская же провально слаба. Умные и «продвинутые» немцы – симпатики Украины стали таковыми исключительно благодаря своим собственных умозаключениям, а не под действием каких-либо правильных имиджевых акций от нашего государства.

Нам надо не только говорить о своем стремлении в Европу, но и доказывать, что мы – европейцы не только географически, но и ментально. И «культурная дипломатия» – одна из самых действенных возможностей сделать это.

Алексей Ботвинов Алексей Ботвинов , Пианист, народный Артист Украины, инициатор и президент фестиваля ODESSA CLASSICS
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram